Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

"Независимая газета": РАО представляет интересы всех правообладателей

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) опубликовала годовой отчет за 2014 год на своем сайте www.rao.ru. В материале от 5 октября 2015 года «Независимая газета» подробно анализирует этот документ.

РАО представляет интересы абсолютно всех авторов музыкальных произведений, отмечает издание. Это соответствует действующему законодательству в области охраны интеллектуальной собственности. За основу организация, как и многие другие, ей подобные, чтобы не изобретать велосипед, берет методику работы западных коллег. И цифры отчета являются, по мнению экспертов, одними из доказательств эффективности сложившейся системы, соответствующей передовой зарубежной практике. Поэтому специалисты, среди которых Министерство культуры РФ, не поддерживают инициативу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ кардинально поменять систему.

Один из наиболее распространенных упреков РАО – неэффективная работа общества. СМИ приводят жалобы отдельных авторов на то, что при многомиллиардных сборах они получают считаные рубли вознаграждений. Такой аргумент, как утеря популярности на произведения, авторами отчего-то отметается сразу, отмечает «Независимая газета». Особенную обиду на РАО таят маститые отечественные авторы, которые не верят, что их песни, сделавшие им имя, сегодня никто со сцены не поет. Но сотрудники РАО, получая ежедневно массу подобных претензий, каждый раз терпеливо объясняют, что их задача – не популяризация музыкальных произведений и не сбор гонораров за исполнение, а защита интересов авторов, чьи права регламентированы законом.

РАО – это правопреемник существовавшего в советское время Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и других организаций, которые стояли на страже интеллектуальной собственности. Рыночные отношения внесли свои коррективы в законодательство и в деятельность общества, но и сегодня РАО управляет правами авторов на коллективной основе как уполномоченное государством, которое выдало ему соответствующую аккредитацию. Причем представляет интересы всех правообладателей – и тех, кто заключил с ним договор, и тех, кто вообще не знает о существовании организации.

С последними бывают сложности. Они заключаются только в том, что не всегда с первого раза можно идентифицировать, кто написал, к примеру, песню с таким популярным названием, как «Любовь моя». Проще это сделать, когда произведение исполнено на концерте конкретным исполнителем: организатор мероприятия обязан предоставить список композиций и перечислить в РАО авторский сбор. Или когда телеканалы и радиостанции, с которыми общество подписало договоры, присылают подробные отчеты со списком композиций, количеством их звучаний в эфире и хронометражем, не забывая, естественно, присовокупить к ним авторские отчисления.

Труднее с предприятиями общепита, кафе и ресторанами. Да, у них тоже есть с РАО договор, но транслируемая в их помещениях музыка – это фон для развлечения посетителей, которые в первую очередь наслаждаются трапезой и общением друг с другом. Владельцы кафе и не в курсе, что у них звучит из динамиков. На помощь приходит статистика о том, какие произведения в данный отчетный период крутили музыкальные радиостанции и телеканалы и какие исполнители находились в ротации. И тогда вознаграждение распределяется между авторами пропорционально рейтингу их композиций.

Суммы с кафе и ресторанов могут быть и небольшими, поскольку ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений учитывают множество факторов, начиная с того, в какой точке России заведение расположено (разным населенным пунктам соответствуют свои понижающие коэффициенты) и работает ли оно круглый год или только летом, заканчивая количеством в нем столиков. Это может быть и 35 руб. с одного посадочного места. Даже если в месяц набегает 1000 руб., авторы могут быть спокойны: свои пять копеек они с этого кафе получат непременно. Все отчисления отражены в отчетах, которые получают правообладатели. Они также могут запросить у РАО подробную детализацию. Это касается не только российских авторов, но и иностранных. Общество с советских времен состоит членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК/CISAC). На сегодня у РАО заключено 189 соглашений о взаимном и одностороннем представительстве интересов со 119 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира. За 2014 год организация перечислила почти 350 млн руб. вознаграждений партнерам из западных стран и около 58 млн руб. – из стран СНГ.

Жалуются не только авторы, но и пользователи, то есть те, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, но платить за это авторам не хочет. Задача РАО – донести до них, что, отказываясь отчислять авторские, они нарушают закон. Ведь тот же ресторан с пониманием относится к требованиям законодательства получать лицензию на продажу алкогольных напитков. А интеллектуальная собственность – вроде как ничья. Отсюда возмущенные возгласы «общественности»: мол, РАО требует деньги с хора ветеранов за исполнение песен о войне в День Победы. Но когда выясняется, что это был не праздник Победы, а торжественное мероприятие по случаю юбилея района в одном из российских регионов, на проведение которого местная администрация потратила деньги, вопросов к РАО уже не должно возникать. По закону общество обязано потребовать от администрации как организатора мероприятия заплатить авторские.

У РАО солидная сеть филиалов и представительств, которыми охвачена практически вся страна (для сравнения – закон требует присутствия общественной организации не менее чем в 50% субъектов Федерации). Так что тем, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, достаточно обратиться в ближайшее отделение – приедет сотрудник РАО и привезет договор. В противном случае нарушителя авторского права ждет суд.

Чаще всего юристам по защите авторских прав, которые составляют примерно половину сотрудников РАО, приходится отстаивать иски о дебиторской задолженности – когда пользователь не платит правообладателю по лицензионному договору. Бывает, что пользователи вообще отказываются заключать договор. Нередки ситуации, когда автор сам замечает, что его права нарушены, и просит общество быть его представителем в споре.

В прошлом году в производстве юридической службы РАО находилось более 1,5 тыс. таких дел, а в 2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов. Так, за трансляцию музыкальных произведений интернет-провайдер «АКАДО» по суду заплатил 11 млн руб. Организатору концертов ООО «С.А.Т. маркетинг» пришлось выплатить более 5,7 млн руб., чтобы Земфира, авторы песен групп «Браво» и «Король и шут», композиций, звучавших на концертах Maxidrom 2013 и «Чартова дюжина», и другие получили свои вознаграждения. Противоречия здесь нет: исполнители, одновременно являющиеся авторами, тоже имеют право на вознаграждение, поскольку часть прибыли от концерта получает организатор. Поэтому выгоднее заключить договор с РАО, чем платить потом сверх авторских штрафы и пени.

Таких юридически грамотных пользователей в стране становится все больше. Многие уже знают не только свои обязанности, но и права. Например, организаторы концертов могут не перечислять в РАО вознаграждения, если правообладатели не возражают против этого, но они должны письменно уведомить об этом авторское общество. Или если мероприятие является знаковым событием, как Олимпийские игры. Олимпийский комитет России перед проведением Игр в Сочи в 2014 году предусмотрительно обратился в РАО с просьбой снизить размер отчислений. Авторский совет организации эту просьбу удовлетворил. Уже много лет вообще освобождаются от сборов паралимпийская сборная России и фестиваль «Кинотавр», при этом каждый раз они дисциплинированно обращаются в РАО.

Еще один традиционный камень преткновения, когда речь заходит о деятельности авторских обществ, – расходы. Упрекают в том, что организации, собирая авторские вознаграждения, удерживают чуть ли не большую часть собранного и тратят ее непонятно на что. При этом забывают, что это, по сути, профессиональные объединения, созданные на общественных началах и не занимающиеся коммерческой деятельностью. Такие структуры могут существовать за счет грантов, спонсорской помощи или членских взносов. В случае РАО роль таких взносов в некотором смысле играют комиссии, которые в организации называют «отчислениями на покрытие расходов по осуществлению деятельности по управлению авторскими правами», поскольку слово «комиссия» в юридической практике относится к договорам по предоставлению услуг. Так, в 2013 году они составили 1 млрд руб. из общих сборов – 4,3 млрд руб., а в прошлом году собрали больше, но из них обществу досталось около 856 млн руб. Эти отчисления пропорциональны вознаграждениям каждого автора, но их размеры, так же как в случае со ставками вознаграждений, зависят от многих факторов. А от членских взносов в организации давно отказались, посчитав их лишней нагрузкой на правообладателей.

Расходы РАО ежегодно утверждает авторский совет. Весь год организация работает на основании этой сметы. Ничего неординарного: зарплата, свет, отопление, услуги банков, куда перечисляются сборы, материальная помощь, новые компьютеры. Самая внушительная статья – оплата труда, что понятно: в РАО работают только штатных сотрудников 660 человек, не считая многочисленных представителей по всей стране. Хозяйственные расходы тоже немалые. В 2014 году на эти нужды, включая коммуналку, РАО потратило 96 млн руб. Но нужно содержать штаб-квартиру в Москве, обширную региональную сеть – 12 филиалов и 33 представительства. Вот только недоброжелатели упорно называют расходы на представительства и представителей «представительскими».

В прозрачности деятельности РАО убедились и налоговики, когда у них вызвала сомнение статья расходов «направление средств на покрытие убытков, возникших в предыдущие годы». Дело в том, что РАО, как и вся российская система защиты авторских прав, имеет относительно недавнюю историю. При этом организация некоммерческая и не может брать кредиты на развитие. Денег на все – создание базы данных, поиск авторов, открытие представительств и т.д. – на первом этапе не хватало, вот и возникла задолженность у организации перед собой же. Налоговые органы сначала записали этот долг в прибыль общества, а когда разобрались, сняли претензии к РАО.

Когда речь заходит о расходах РАО, как-то сразу забывается о том, какие средства общество тратит на благотворительность – поддержку культурных и просветительских проектов. Для этого три года назад РАО совместно с Российским союзом правообладателей создало Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП). В 2014 году фонд организовал более 50 фестивалей и конкурсов. В первую очередь он помогает молодежным музыкальным, кино- и театральным фестивалям. Кроме того, фонд вручает множество поощрительных премий.

РАО участвует в проектах НФПП только с согласия авторского совета. Одно из самых известных мероприятий, проходящих при его поддержке, – Международный фестиваль современной музыки «Московская осень». В прошлом году в его рамках прошло 47 концертов. Вход на фестиваль, кстати, бесплатный. Благодаря конкурсу «Молодые таланты» свои вокальные способности смогли показать воспитанники московских детских домов. Фестиваль «Наш джаз», прошедший в крымском Коктебеле, за два дня посетило более 10 тыс. человек. При поддержке НФПП прошел XXXIV Международный студенческий кинофестиваль ВГИК, на котором в течение недели было показано более 50 студенческих работ из 25 стран мира.

РАО поддерживает и джазовые фестивали народного артиста России, дирижера, пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла. Один из них – «Российские звезды мирового джаза» – пройдет в ноябре этого года. «Я показываю не себя, а все лучшее, что есть в отечественном джазовом искусстве, но ничего бы не смог сделать без такой надежной опоры, как Российское авторское общество и Национальный фонд поддержки правообладателей», – сказал музыкант. По словам Кролла, без поддержки фестивали не могли бы быть столь масштабными, а условия для исполнителей – комфортными.

К этому списку стоит добавить ежегодное участие РАО в Днях интеллектуальной собственности в России – общество организует площадку, где можно обсудить проблемы в сфере интеллектуальной собственности. Отдельная забота организации – уникальная фонотека старейшей в России фирмы звукозаписи «Мелодия». В свое время общество помогло предприятию выйти из кризиса, а сегодня РАО поддерживает проект по созданию фонохрестоматии, которая безвозмездно раздается детским музыкальным школам по всей стране.

Инстасамка устроила побег из тюрьмы Олегу Moneyken

03.06.2024 14:44 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из клипа

Премьера клипа Инстасамки (Дарья Зотеева) «Мой мармеладный» состоялась 3 июня 2024 года. В клипе Инстасамка в гламурном розовом антураже устраивает располневшему и усатому Олегу Moneyken побег из тюрьмы, за что получает брендовую сумку. Потом он попадает в более серьезную переделку, из которой она тоже его выручает уже за награду посерьезнее. В этом году Инстасамка и Moneyken планируют выпустить альбом «Семейный бизнес 2».

Как мы сообщали ранее, премьера обновленной версии песни Максима Фадеева «Мой мармеладный» в исполнении Инстасамки состоялась 1 марта 2024 года. В измененном тексте песни речь идет о ветреной девушке, падкой на атрибуты красивой жизни. Продюсерами новой версии стали Максим Фадеев и муж Инстасамки Олег Moneyken Еропкин.

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, Инстасамка, Мой мармеладный
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Ник Завриев выпустил «Планетронику»

03.06.2024 13:42 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Яндекса

Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.

В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.

Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.

- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.

Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.

Фото: предоставлено пресс-службой Яндекса
Теги: книги, Ник Завриев

Фестиваль Park Live переедет в Казахстан

03.06.2024 11:32 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.

Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.

Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).

Фото: соцсети
Теги: Park Live, анонс фестиваля
β 16+