Права театральных режиссеров обсудили в Госдуме
Круглый стол, посвященный вопросу защиты авторских прав театральных постановщиков, прошел в Госдуме 1 марта 2016 года. В обсуждении приняли участие бессменный руководитель Ленкома Марк Захаров, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, создатель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт и другие деятели, сообщает «Парламентская газета».
Участники круглого стола высказали позицию, что проблему режиссёрских авторских прав необходимо решать как можно скорее.
— Из-за отсутствия авторских прав с постановками иногда происходят чудовищные вещи», — заметил председатель Гильдии театральных режиссёров, худрук Александринского театра Валерий Фокин, отметив, что особенно часто это происходит с теми создателями постановок, которые работали по контракту. — Контракт заканчивается, режиссёр уходит из театра, а постановку начинают произвольно изменять.
По его мнению, объектом права в этом случае должна становиться режиссёрская партитура. Согласен с коллегой и Марк Захаров, заявивший, что профессия режиссера — «это уже не просто организаторская работа, это театральное созидание. А Александр Ширвиндт добавил, что наличие у постановщика авторского права должно стать аксиомой.
По словам художественного руководителя театра «Эрмитаж» Михаила Левитина, у вопроса нет простого решения, и он требует верного юридического обозначения. Свои предложения относительно терминологии высказали юристы.
— Вопрос в том, как вычленить среди художественных элементов спектакля вклад режиссёра, — рассуждает доцент ГИТИСа Марина Андрейкина, предлагая использовать для этого термин «композиция спектакля». Именно композиция и должна стать объектом авторского права.
С таким мнением не согласна начальник отдела Центра частного права при Президенте РФ Елена Павлова. Она напомнила, что сегодня в законодательстве права режиссёров учтены в разделе смежных прав на художественное произведение.
— Включать же работу режиссёра в раздел авторских прав, с точки зрения юридического языка, неправильно. Ведь у спектакля нет аудиовизуальной фиксации, он каждый раз исполняется как бы заново, — замечает юрист.
По результатам заседания была создана рабочая группа с участием ведущих театральных режиссёров страны. Они намерены добиваться равенства прав в защите интеллектуальной собственности на театральные постановки.
Умерла звезда Театра Вахтангова Инна Алабина
Актриса Инна Алабина скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 84 лет. О ее смерти сообщил Театра имени Евг. Вахтангова, где она прослужила всю свою творческую жизнь.
- Её неповторимая индивидуальность — сочетание хрупкой женственности и озорного мальчишеского задора — стали определяющими для многих образов, созданных актрисой, - говорится в некрологе. - Скорбим вместе с близким, родными и поклонниками дарования Инны Алабиной.
Инна Алабина родилась 25 июля 1939 года в Москве. Окончила Театральное училище имени Бориса Щукина в 1966 году (курс М.Р. Тер-Захаровой) и была принята в Театр имени Евгения Вахтангова.
Среди её ролей Гек Финн и Том Сойер («Приключения Гекльберри Финна»), Беспризорник («Конармия»), Солдатик («Планета надежды»), Мальчишка («Виринея»), Пятачок («Пух! Пух! Пух!»), Паж («Золушка»), Зелима («Принцесса Турандот»), Цыганка («Живой труп»), Ира («Антоний и Клеопатра»), Кормилица («Медея»), Прасковья Ильинична («Дядюшкин сон»). Она была занята в спектаклях, поставленных на Вахтанговской сцене выдающимся мастером Петром Фоменко («Государь ты наш, батюшка…», «Чудо святого Антония», «Без вины виноватые», «Пиковая дама»), а также в спектаклях Римаса Туминаса («Ревизор», «Последние луны и Дядя Ваня»), и даже исполняла хореографические работы в спектаклях Анжелики Холиной («Берег женщин» и «Анна Каренина»).
В кино актриса снималась редко (в основном, в телеверсиях вахтанговских спектаклей), она сыграла в фильмах и сериалах «Треугольник», «Курьер Кремля», «Дамы и гусары», «Требуется няня», «Папины дочки».
В 1994 году Алабина была удостоена звания заслуженной артистки РФ.
О дате и времени прощания будет сообщено дополнительно.
Актёр Дмитрий Липинский умер в возрасте 34 лет
Актёр театра «Студия театрального искусства» Дмитрий Липинский умер в Москве на 35-м году жизни. 31 мая он не вышел на работу и не отвечал на звонки. Когда спасатели вскрыли дверь его квартиры, обнаружили тело. «Студия театрального искусства» отменила намеченный на 1 июня спектакль «Мастер и Маргарита», где Липинский играл Понтия Пилата.
Дмитрий Липинский родился 29 апреля 21990 года. В 2013 году он окончил Мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе и поступил в СТИ. Среди его киноработ – роль Андрея Кожемякина в сериале «Петр Лещенко. Все, что было...» и эпизод в сериале «Тихий Дон».
Александр Домогаров рассказал о планах после увольнения из театра
Александр Домогаров ответил на вопрос, где он собирается работать после увольнения из театра им. Моссовета. Актер пообщался со зрителями на Забайкальском международном фестивале в Доме Офицеров в Чите, где исполнял песни Александра Вертинского и Владимира Высоцкого.
- Ни в каком. Я вольный художник, - заявил он о перспективе возможного трудоустройства в другой театр.
Напоминаем, что ранее Александр Домогаров объяснил свой уход из театра им. Моссовета "чудовищным разрушением традиций", которое он тщетно пытался остановить.