Рецензия: документальный фильм «Оззи Осборн и группа Black Sabbath: Последний концерт» ****
Документальный фильм «Оззи Осборн и группа Black Sabbath: Последний концерт» (2017, Eagle Rock Film Productions, Режиссер Дик Карратерс) был показан Первым каналом в ночь на 8 декабря 2018 года. Это хроника прощального концерта группы Black Sabbath, который состоялся 4 февраля 2017 года в английском Бирмингеме - городе, где родились все участники классического состава коллектива и где в 1968 году были основаны Black Sabbath.
Запись концерта перемежается фрагментами интервью Оззи Осборна, Тони Айомми и Гизера Батлера, комментариями к сет-листу, воспоминаниями и т.д. Вообще это отличная идея режиссёра - воспользоваться прощальным выступлением для того, чтобы «вспомнить всё», и не только через лучшие песни, но и с помощью комментариев героев дня. Получается два в одном: и исторический фильм-концерт, и биографическая документалка, причём её сюжет продиктован списком исполненных на финальном выступлении песен. Почему этот формат так редко применяется? Ну, во-первых, очень сложно снять концерт, который действительно станет для уходящей группы прощальным. Десятки ветеранских коллективов прощаются, но не уходят, отчего записи их финальных концертов превращаются в фарс. Black Sabbath, мощно и красиво закончив в родном городе, об очередном реюнионе пока не заявляли, хотя и не отрицают возможность в будущем «что-нибудь сделать вместе». Как бы то ни было, на сегодняшний день бирмингемский концерт действительно последний, и осознание этого придаёт фильму заслуженного пафоса.
Во-вторых, не каждая уходящая группа - Black Sabbath. Речь даже не о вкладе основателей хэви-метал в рок-музыку, а об уникальности личностей, составлявших квартет. Спустя полвека они здорово играют почти в том же составе, в котором начинали, любят и уважают друг друга, несмотря на перепалки и ворчание, и до сих пор устраивают мощнейшие концертные шоу. Интервью для фильма получились чуть более благообразными, чем предполагает история коллектива - но простим это режиссёру и музыкантам, вдохновлённым эмоциональностью момента. Тем не менее былая неистовость иногда проглядывает сквозь ностальгические речи - особенно, конечно, у Оззи.
О том, что после первых лет успехов Black Sabbath переругались и даже уволили Осборна, в фильме умалчивают. Впрочем, некое напряжение возникает, когда речь заходит о барабанщике Билле Уорде, наотрез отказавшемся участвовать в последнем реюнионе. Однако в нынешней системе координат группы это меньшая проблема, чем, например, онкологическое заболевание, от которого несколько лет назад излечился Тони. О своих алкогольно-наркотических причудах Оззи вспоминает с улыбкой, а в том, что на первых порах группу отчаянно кидали на деньги менеджеры, певец находит только плюсы: он уверен, что бешеные деньги помогли бы всем быстрее «сторчаться», и «саббаты» просто не дожили бы до прощального тура.
Ещё один довольно неожиданный эффект фильма - он показывает другого Оззи, не того, чей публичный образ сложился в сознании обывателей. Если в Айомми и Батлере нет сомнений, и они подтверждают репутацию лучших в жанре гитариста и басиста, то Оззи здесь не семенит смешно по сцене и не орёт на жену и детей, как в «Семейке Осборнов» - а именно что много и хорошо поёт.
Алексей Мажаев, InterMedia
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «За бывшего»: Кто кому не пара
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Все последние песни Люси Чеботиной стопроцентно соответствуют её публичному имиджу. Люди считают Люсю уверенной в себе, высокомерной, возможно, стервозной особой, которая точно не будет плакаться слушателю в жилетку и раскрывать в музыке ранимую душу. Песни точно такие же – сверхуверенные, с названиями типа «Королева» или «Командир». (С этой точки зрения стало немного удивительным появление Чеботиной в рекламе мобильного оператора, где певица пытается смешно сделать глазами; может, её потенциал раскрыт не до конца?)
Сингл «За бывшего» на открытие новых горизонтов не претендует, зато укрепляет Люсю в её нынешней нише. В конце концов, публика знает только одного её бывшего, и, даже если образ собирательный, представлять будет кого-то конкретного. В припеве лирическая героиня ведёт себя по-взрослому, поднимает за бывшего тост, желает ему всего наилучшего, говорит, что никаких обид не осталось… но в последней строчке жалит изо всех сил: «Но лучше меня в твоей жизни не будет».
В куплетах Люся ещё менее дипломатична. Она ожидает от бывшего падений к ногам, «только б назад меня вымолить», а также заявляет о важнейших изменениях в своей внешности: «Я чёрный маникюр сменю на красный цвет». Не смейтесь, она года три ходила с чёрными ногтями, а увидев красные, бывший должен поплыть. Но наиболее безжалостным оказался речитативный фрагмент, где героиня ёмко перечисляет обиды, которых якобы нет («но с каждой слезой становилась сильнее, а с болью - успешнее и красивей», ударение в последнем слоге использовано неправильно), а главное – рассказывает о своих нынешних победах. Коллизия немного повторяет сюжет её песни «Абьюз», но для Люси это излюбленная тема, к которой она всё время возвращается: «Теперь в эпицентре мужского внимания, новый секс-символ, предмет обожания, а ты стоишь грустный в другом конце бара, так кто и кому теперь, милый, не пара?»
Если брать во внимание того самого всем известного бывшего, певица, может, немного и преувеличивает степень его грусти и потерянности. Но искусство допускает гиперболизацию, ведь Чеботина так уверенно всё это рассказывает, что слушатель готов поверить каждому слову.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»