Правообладатели и авторы - о решении РАО об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения
Правообладатели и авторы поддерживают решение Российского авторского общества об увеличении ставки отчислений с авторского вознаграждения из-за вынужденной выплаты взносов в Пенсионный фонд России.
Авторскому совету Российского авторского общества (РАО) пришлось принять нелегкое решение – в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) некоммерческая организация с сентября 2019 года повысила ставки отчислений с авторского вознаграждения. Об этом РАО уведомило авторов и правообладателей в сообщении и пояснило свою официальную позицию. Согласно письму, размер отчислений для правообладателей – юридических лиц и ИП – был увеличен на 7% за исполнение произведений в эфире телеканалов, радиостанций и в интернете. Теперь ставка составляет 27% (до повышения 20% плюс 3% – отчисления в специально созданный при РАО Фонд поддержки правообладателей). Увеличение ставок коснулось и других категорий, и среды распространения произведений. Отмечается, что повышенная ставка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут действовать в течение трех лет, а в сентябре 2022 года ставки вернутся к уровню августа 2019-го.
На протяжении нескольких лет РАО высказывало свою позицию ПФР и Министерству финансов России о том, что выплаты страховых взносов Обществом, которое не связано с авторами и правообладателями трудовым договором, некорректны и противоречат закону. Тем не менее добиться справедливости пока не удалось. Авторы и правообладатели, понимая абсурдность требований и соглашаясь в том, что принятая временная мера – в настоящий момент единственно возможный вариант решения, поддерживают позицию Российского авторского общества.
Вдова автора известной песни «Трава у дома» композитора Владимира Мигули Марина Мигуля назвала сложившуюся ситуацию безобразием, с которым необходимо бороться на законодательном уровне:
- РАО само по себе – агент, посредник, который регулирует наши деньги, и поэтому эта организация не обязана платить отчисления в Пенсионный фонд. Я считаю, что необходимо вносить изменения на законодательном уровне... Как и другие правообладатели, я поддерживают РАО и, если потребуется, мы подпишем письмо в правительство, чтобы разобраться с этим безобразием.
Композитор Иван Бурляев с возмущением отметил, что ПФР стал своего рода черной дырой.
- По внутренним ощущениям, наши права, защищаемые международными конвенциями и договорами, в очередной раз попираются. ПФР, как чёрная дыра, затягивающая в себя всё материальное, хочет новых жертв. К сожалению, жертвами стали мы – авторы. Безусловно, если уж встал вопрос о помощи в наполнении этой организации нашими с вами деньгами, хотелось бы, как минимум, увидеть гарантии нашей безбедной пенсии. Но это лирика. Что же касается сложившейся ситуации: авторы «физлица» сейчас выступают «потерпевшей стороной». РАО пыталось защитить их интересы, но Верховный суд РФ решил, что они – должники. Возможно, следует продолжать борьбу через законодательные органы. Но, как мы знаем, закон обратной силы не имеет. Следовательно, придётся платить и переплачивать за свою «безбедную пенсию» и страховую медицину. Увы, но повышение ставки РАО в сложившейся ситуации для них неизбежно, – сказал он.
Коллегу поддержала композитор Алла Богословская, вдова советского и российского композитора, народного артиста СССР, дирижера и пианиста Никиты Богословского. Она отметила, что авторские отчисления следует выплачивать вне зависимости от законодательных изменений:
- Решение уже принято. Что мы можем сделать? Я – человек законопослушный, значит, будем исполнять. Другое дело, что хотелось бы, конечно, получать свои авторские отчисления в полном объеме. Поэтому эту ситуацию нужно как-то менять, перерабатывать закон.
Генеральный директор ООО «Национальное музыкальное издательство» Дмитрий Майко, как игрок индустрии, выразил свое недоумение в связи с требованием ПФР:
- Мы понимаем разницу между нами и РАО: мы ─ коммерческая организация, РАО ─ некоммерческая. Мы как коммерческая организация всегда выплачиваем авторские вознаграждения. Более того, в соответствии с договором с автором мы принимаем его на работу и несем налоговую нагрузку за него, осуществляем взносы. А РАО коммерческую деятельность не ведет.
Актер, сценарист, продюсер, член Авторского Совета РАО Никита Высоцкий уверен, что повышение ставок – это часть большой проблемы.
- Конечно, есть вещи, которые могут нравиться и не нравиться. Но это как ругаться на снег, который пошел. К сожалению, это проблема находится вне РАО. Ранее суды по этим вопросам были проиграны, такова позиция финансового руководства страны, а не какая-то злая воля людей, которые сейчас управляют РАО и его финансами. Поэтому, можно сейчас обижаться и сердиться, но не делать того, что предлагают, <…> чтобы РАО могло расплатиться с теми долгами, которые им вменяют российские фискальные органы, – сказал он.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records, член Ревизионной комиссии РАО Кирилл Лупинос оценивает увеличение ставок отчислений с авторских вознаграждений как справедливое и закономерное решение:
- Государство начинает все больше интересоваться проблемами авторов и их взаимодействием с РАО. К сожалению, невозможно облегчить нагрузку для всех участников процесса, поэтому кто-то должен был взять на себя фискальную функцию. Мы как крупный правообладатель относимся к этому с пониманием ─ рано или поздно это должно было произойти. В нашей стране авторское право всегда находится в развитии и постоянно оптимизирует внутренние процессы своего института.
Инстасамка устроила побег из тюрьмы Олегу Moneyken
Премьера клипа Инстасамки (Дарья Зотеева) «Мой мармеладный» состоялась 3 июня 2024 года. В клипе Инстасамка в гламурном розовом антураже устраивает располневшему и усатому Олегу Moneyken побег из тюрьмы, за что получает брендовую сумку. Потом он попадает в более серьезную переделку, из которой она тоже его выручает уже за награду посерьезнее. В этом году Инстасамка и Moneyken планируют выпустить альбом «Семейный бизнес 2».
Как мы сообщали ранее, премьера обновленной версии песни Максима Фадеева «Мой мармеладный» в исполнении Инстасамки состоялась 1 марта 2024 года. В измененном тексте песни речь идет о ветреной девушке, падкой на атрибуты красивой жизни. Продюсерами новой версии стали Максим Фадеев и муж Инстасамки Олег Moneyken Еропкин.
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).