Рецензия на сериал «Имя розы»: Страдающее Средневековье от Умберто Эко
Оценка: 7 из 10
Премьера сериала «Имя розы» состоится на российском телевидении 20 апреля 2020 года на телеканале «Культура». Режиссер: Джакомо Баттиато. В ролях: Джон Туртурро, Руперт Эверетт, Дамиан Хардунг, Джеймс Космо, Майкл Эмерсон и другие.
Монах-францисканец Вильгельм Баскервильский и его молодой ученик Адсон прибывают в уединенное бенедиктинское аббатство для участия в диспуте о бедности между представителями ордена францисканцев и папской курии из Авиньона. В аббатстве они оказываются втянуты в расследование серии загадочных смертей монахов. Однако проблемы им могут доставить не только загадочный убийца, но также прибывший со стороны папских переговорщиков инквизитор Бернард Ги, еретики из секты «апостольских братьев», когда-то давно следовавших за Дольчино, а также местная библиотека, чьи секреты могут погубить немало людей.
«Имя розы» – дебютный роман итальянского ученого, философа и публициста Умберто Эко, принесший его автору мировую известность. Знать про Умберто Эко, читать Умберто Эко – все это моментально оказалось признаками культурного, образованного и интеллектуального человека. «Имя розы» – постмодернистское произведение, имеющее множество разных пластов, которыми зачитывались по всему миру, несмотря на его сложность. Его можно было читать как исторический роман, описывающий нравы Средневековья, взаимоотношения людей с религией. Его можно было читать как детектив, в котором философские и религиозные дискуссии – лишь фон для создания нужной атмосферы. Наконец, его можно было читать как философский роман о предназначении искусства и его места в мире. Круг аллюзий чрезвычайно широк – он начинается с отсылок на средневековые трактаты, известные лишь специалистам (Эко сам был из их числа), и заканчивается общеизвестными (Вильгельм Баскервильский – отсылка к Шерлоку Холмсу и Вильгельму Оккаму, тогда как его главный противник – пародия на Хорхе Луиса Борхеса).
Роман, кажется, из числа тех, что экранизации вообще не поддается – слишком уж многое в нем сконцентрировано. Тем не менее текущий итальянский сериал – уже вторая попытка кинематографа взяться за эту книгу. Французский фильм «Имя розы» снял Жан-Жак Анно в 1986 году, в главных ролях тогда снялись Шон Коннери и Кристиан Слэйтер. Двухчасовое полотно не покушалось на всю сложность романа – оно взяло за основу только одну сюжетную линию, связанную с убийствами монахов. Получилось зрелищно, очень атмосферно, на стыке с сюрреализмом и почти темным фэнтези, но при этом – довольно просто.
С момента первой экранизации произошел настоящий рассвет сериалов, которые с появлением «Игры престолов» и Netflix стали двигаться в сторону усложнения. Мысль о том, что из «Имени розы» можно сделать восемь сериальных эпизодов, уже не кажется какой-то постыдной и преуменьшающей значимость автора. Однако именно восприятие «Игры престолов» как сериального абсолюта, к которому надо стремиться, играет здесь злую шутку. Сериал снимался по заказу телеканала Rai 1 – крупнейшего телеканала Италии. Но даже он по бюджетам не может тягаться с тем же HBO. Тот факт, что снимался сериал за небольшие деньги, будет чувствоваться на протяжении всего просмотра, до последней серии.
В то же время автор решил не останавливаться на одной сюжетной линии с убийствами монахов, а включить в сериал их все – благо, почти восемь часов экранного времени это позволяют. Более того, в целях усложнения он расширил некоторые сюжеты, которые в романе Эко были лишь проходными, фоновыми. Война Папы Римского с императором, история секты Дольчино – все это было важно и для книги, но оставалось там за пределами основного действия. Теперь же политические интриги между церковью, императорами и еретиками вытащены на поверхность и играют в сериале такую же важную роль. Но если «Игра престолов», переплетая многочисленные сюжетные линии, четко давала зрителю понять, какие из них основные, а какие – лишь отвлекают героев, то авторы «Имени розы» сделать этого не смогли. Оно и понятно – при разных трактовках романа (как детективного или как исторического) главные сюжетные линии могут быть различными. Авторы сериала, кажется, так и не определились до конца, что именно они снимают, поэтому сюжетных событий добавили как можно больше, а философию убрали там, где она мешала динамике. В результате сюжетная сторона сериала получилась столь невнятной, что зритель рискует порой потеряться во время просмотра и остаться в недоумении – кто же из героев главнее? за кем важнее следить? какой из сюжетов основной? Знаменитый «мировой пожар» показан блекло, а катарсиса после завершения основного сюжета так и не происходит. В этом плане обиднее всего то, что для восьми часовых эпизодов авторы так и не смогли грамотно адаптировать философские воззрения автора – уж им-то можно было уделить несколько минут и найти подходящие символы для отображения.
Зато с актерами в новой экранизации полный порядок. Прежняя экранизация должна была зацепить Шоном Коннери, который все еще ассоциировался с Джеймсом Бондом, но неожиданно куда больше зацепил пожилым Федором Шаляпиным-младшим. В сериале весь актерский состав – сплошные харизматики. В кои-то веки довелось раскрыть свой актерский талант Джону Туртурро, который слишком часто оставался на вторых ролях. Руперт Эверетт, Джеймс Космо, Майкл Эмерсон – все они хорошо подобраны для противопоставления главному герою.
Новое «Имя розы» получилось современным, развлекательным и весьма занимательным. Сериал по роману Умберто Эно куда более динамичен, чем можно было себе представить. Всей глубины литературного первоисточника ему, к сожалению, передать не удалось – как не удалось ему хоть немного объяснить, почему весь мир стал так обожать оригинальный роман. Впрочем, вряд ли на это всерьез кто-то рассчитывал.
Павел Соломатин, InterMedia
Джефф Бриджес станет Богом в новом фильме Терри Гиллиама
Джефф Бриджес, Адам Драйвер и Джейсон Момоа присоединились к касту нового фильма Терри Гиллиама «Карнавал в конце дней» (The Carnival at the End of Days). Как рассказал режиссер в интервью французскому изданию Premier, Бриджес сыграет главную роль Бога, который решает уничтожить человечество, испортившее Землю.
«ИнтерМедиа» напоминает, что по сюжету единственный, кто возражает против такого поворота событий, это Сатана, поскольку с исчезновением людей он останется без работы и будет вечно скучать. Поэтому он находит молодую пару и пытается убедить Бога, что это новые Адам и Ева. На роль Сатаны приглашен Джонни Депп. Кого сыграют Драйвер и Момоа, пока не известно.
- Это будет очень забавное кино для тех, кто любит обижаться на всё, — рассказал Гиллиам. – Бог у меня не будет таким, к которому мы привыкли. В фильме Бог — это природа, но природа, которая может говорить с тобой. Чтобы воплотить его в жизнь, мне понадобится анимация, потому что в сцене с Богом как минимум пятнадцать животных. Это будет сложно, потому что это должно быть реалистично. И это будет очень дорого!
По словам режиссера, он планирует начать съемки в январе 2025 года.
Последней на сегодняшний день большой ролью Джеффа Бриджеса стал сериал «Старик». Во время съемок в 2021 году у актера обнаружили лимфому, а в процессе лечения он еще и заразился ковидом, но в результате победил рак. Первый сезон «Старика» вышел в июне 2022-го, после чего проект был продлен на второй. Джефф также предположительно повторит свою роль Кевина Флинна в фильме «Трон 3», премьера которого запланирована на 9 октября 2025 года.
Умерла звезда немецкого телевидения Рут-Мария Кубичек
Немецкая актриса чешского происхождения Рут-Мария Кубичек скончалась 1 июня 2024 года в возрасте 92 лет в Швейцарии. О ее смерти сообщило 3 июня немецкое издание Bild, назвав актрису «гранд-дамой немецкого телевидения».
Рут-Мария Кубичек родилась 2 августа 1931 года в чешском городе Хомутов, в конце Второй мировой войны ее семья перебралась в Германию. Там Кубичек окончила Университет музыки и театра в Галле и Немецкий театральный институт. Она дебютировалf в кино в 1953 году и за свою долгую карьеру снялась в более чем 200 фильмах и сериалах. В их числе – «Миссия Лисистраты», «Пагубная страсть», «Комиссар полиции», «Мадам и ее племянница», «Место преступления», «И дождь смывает все следы», «Похождения бравого солдата Швейка» (германо-австрийский сериал 1972 года), «Деррик», «Час преступления», «Кир-рояль», «Лабиринты любви», «Золушка» (итальянский сериал 2011 года). Последний раз появилась на экране в комедии 2013 года «Фрау Элла», после чего ушла из кино. Рут-Мария была замужем за режиссером и сценаристом Гёцем Фридрихом.
Фильм «Манюня: Приключения в Москве» возглавил российский прокат
Детская лента Арама Марутяна «Манюня: Приключения в Москве» занял первое место в российском кинопрокате. По итогам первого летнего уикенда 30 мая — 2 июня фильм заработал порядка 100 миллионов рублей. Второе место занимает «Майор Гром. Игра» Олега Трофима с общей кассой в 300 миллионов рублей, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика». Также в первой десятке «Незнакомцы. Начало» Ренни Харлина на шестом месте с 12-ю миллионами и «Винни Пух. Кровь и мед 2» с 7-ю миллионами.
Напоминаем, что первый трейлер фильма «Манюня: Приключения в Москве» был обнародован 4 апреля 2024 года. Это история о летнем путешествии Манюни и её подруг в Москву в 1981 году.