Рецензия: документальный фильм «Машина времени. Фильм 1: Вино из одуванчиков»
Оценка: 9 из 10.
Александр Липницкий совместно с телеканалом «Ностальгия» работал над этим фильмом больше двенадцати лет. При этом первая часть документалки охватывает только ранние годы существования «Машины времени» - примерно до 1976 года. Как сообщила пресс-служба группы, вторая часть фильма уже на подходе, а третью «сейчас делают»; можно прийти к выводу, что на следующие серии уйдёт не 24 года, а чуть поменьше.
На содержание ленты обстоятельность г-на Липницкого повлияла сугубо положительным образом. В принципе, первые годы «Машины» многократно описаны в разных биографических книгах, в том числе в мемуарах Андрея Макаревича. Фактами из этого периода никого из поклонников «МВ» со стажем поразить нельзя, однако Александр Липницкий нашёл чем удивить даже их. Количество спикеров поражает воображение: такое ощущение, что про «Машину времени» в фильме вспоминают все живые участники и свидетели событий, многочисленные бывшие музыканты группы и т.д. Нет, с термином «живые» я погорячился: пока лента готовилась, некоторые рассказчики - например, Крис Кельми, Коля Васин и Максим Капитановский - покинули наш мир. Перед зрителем возникают крепкие рок-н-ролльные старики, среди которых не только ожидаемые Макаревич, Кутиков, Градский, Намин и Матецкий, но и не столь медийные персоны: Юрий Борзов, Алик Сикорский, Игорь Дегтярюк, Михаил Соколов, Юрий Ильченко, Уайт Белов, Александр Ситковецкий, Александр Слизунов и др. В их изложении даже хорошо известные события выглядят свежо и объёмно. Не нужно забывать, что с Александром Липницким все в «московском рок-клубе» знакомы лично, поэтому возникает та доверительность, которой порой не хватает в документалках, снятых «посторонними» журналистами по привычным шаблонам. Это по сути не интервью, а дружеские беседы, в которых проскальзывают эмоции, которые редко выносятся на публику. Так, сложно забыть возглас Андрея Макаревича «Туда нельзя было вызвать ментов!», относящийся к рассказу о репетициях в квартире Борзова в Доме на Набережной.
Макаревич довольно самокритичен к своим тогдашним гитарным умениям, однако его современники почти в один голос утверждают, что в феномене «Машины времени» инструментальное мастерство музыкантов не имело определяющего значения. Просто группа во главе со своим фронтменом сумела наиболее естественно «перевести» рок-музыку (тогда её называли «бит-музыка») на русский язык. Сейчас эта фраза звучит, может быть, странно, но в начале 70-х вовсе не было очевидно, что этот жанр приживётся на нашей почве, да ещё и станет «текстоцентричным».
Хотя Владимир Матецкий и называет музыкантов неприятными завистливыми людьми, «машинисты» и их коллеги в один голос уверяют, что в те годы было доброе соперничество без «злой конкуренции»: группы делились друг с другом инструментами, репетиционными базами и даже участниками. Воспоминания о 70-х практически у всех пронизаны теплотой и самоиронией, а о тогдашних конфликтах сейчас говорят с улыбкой. Единственный недостаток фильма - кажется, там нет ни одного персонажа младше 60 лет (кроме как в кадрах из сукачёвского «Дома Солнца»). Но верится, что средний возраст зрителей будет всё же существенно ниже.
Алексей Мажаев, InterMedia
Инстасамка устроила побег из тюрьмы Олегу Moneyken
Премьера клипа Инстасамки (Дарья Зотеева) «Мой мармеладный» состоялась 3 июня 2024 года. В клипе Инстасамка в гламурном розовом антураже устраивает располневшему и усатому Олегу Moneyken побег из тюрьмы, за что получает брендовую сумку. Потом он попадает в более серьезную переделку, из которой она тоже его выручает уже за награду посерьезнее. В этом году Инстасамка и Moneyken планируют выпустить альбом «Семейный бизнес 2».
Как мы сообщали ранее, премьера обновленной версии песни Максима Фадеева «Мой мармеладный» в исполнении Инстасамки состоялась 1 марта 2024 года. В измененном тексте песни речь идет о ветреной девушке, падкой на атрибуты красивой жизни. Продюсерами новой версии стали Максим Фадеев и муж Инстасамки Олег Moneyken Еропкин.
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).