Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 1998»
2020, Lenta.ru
Оценка: 9 из 10.
Фраза из песни Семёна Слепакова «Это был тяжёлый год» придумана как будто про 1998-й: из-за дефолта куча музыкальных проектов была заморожена, а открытие «MTV-Россия» выглядело пиром во время чумы. Впрочем, музыкальный канал со смелым контентом предоставил молодёжи зрелище, которое помогло смириться с недостатком денег. Тяжёлый год, но насыщенный - выпуск не уместился в часовой хронометраж и явно мог длиться ещё дольше. Хотя мог и меньше: некоторые персонажи, попавшие в сюжеты о 98-м, кажутся вполне рандомными.
Для создателей «Истории русской поп-музыки» запуск MTV, конечно, ценнее, чем девальвация рубля. Поэтому сценарист и ведущий Олег Кармунин ведёт выпуск в образе модного виджея и говорит (когда не забывает) так же странно, как знаменитые лица MTV (авторы серии вспомнили их поимённо). Оператор время от времени (когда не забывает) начинает трясти камерой, а в начале каждого сюжета Кармунин трогательно заглядывает в пейджер и зачитывает якобы присланные заявки. «MTV-Россия» подарила этой серии не только оформление, но и сразу несколько тематических главок: помимо истории создания канала, отдельных реверансов удостоены Бивис и Баттхед, факт запуска в катастрофической экономической ситуации, а также экскурс в будущее, когда MTV превратился из русской солянки в скучный международный канал.
Другими героями серии стали «Стрелки», самая густонаселённая девичья группа, которой Олег Кармунин посвятил фантасмагоричную историю о том, что солисток в проекте было около десяти тысяч (но это не точно). Сюжет про «Песенку» группы «Руки вверх», ставшей международным хитом, дополнен фрагментами многочисленных кавер-версий, в том числе цитатой из свежайшей песни «Lollipop» Элджея и Моргенштерна. Слухи о том, что в группе Hi-Fi за Митю, Ксюшу и Тимофея поёт композитор Павел Есенин, ходили с 1998 года - и авторы «Истории» спустя два десятилетия их решительно подтвердили (не предоставив при этом никаких доказательств). Раннее творчество группы «Сплин» описано мрачными хтоническими красками, зато в 98-м у них уже был продюсер Хип, модная музыка и большой успех. Смерть Игоря Сорина, «Владимирский централ» Михаила Круга, «Ветер с моря дул» Натали, «Любочка» «Маши и медведей», феномены Алсу «Белого орла», «Аллея звёзд», погибшая вместе с ГЦКЗ «Россия», - никто не забыт, ничто не забыто в этом выпуске. Авторы даже вспомнили нескольких не то что воображаемых, но как-то слишком эпизодически мелькнувших и не оставивших заметного следа в русской поп-музыке певиц - Яну, Валерию Лесовскую, Наталью Лагоду и почему-то Татьяну Снежину, умершую в 1995 году. В конце серии появляются также «Русский размер», «СТДК» и даже Da Boogie Crew - но сюжет про последних хотя бы забавен, а вот за счёт остальных хронометраж можно было бы и сэкономить.
Алексей Мажаев, InterMedia
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «За бывшего»: Кто кому не пара
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Все последние песни Люси Чеботиной стопроцентно соответствуют её публичному имиджу. Люди считают Люсю уверенной в себе, высокомерной, возможно, стервозной особой, которая точно не будет плакаться слушателю в жилетку и раскрывать в музыке ранимую душу. Песни точно такие же – сверхуверенные, с названиями типа «Королева» или «Командир». (С этой точки зрения стало немного удивительным появление Чеботиной в рекламе мобильного оператора, где певица пытается смешно сделать глазами; может, её потенциал раскрыт не до конца?)
Сингл «За бывшего» на открытие новых горизонтов не претендует, зато укрепляет Люсю в её нынешней нише. В конце концов, публика знает только одного её бывшего, и, даже если образ собирательный, представлять будет кого-то конкретного. В припеве лирическая героиня ведёт себя по-взрослому, поднимает за бывшего тост, желает ему всего наилучшего, говорит, что никаких обид не осталось… но в последней строчке жалит изо всех сил: «Но лучше меня в твоей жизни не будет».
В куплетах Люся ещё менее дипломатична. Она ожидает от бывшего падений к ногам, «только б назад меня вымолить», а также заявляет о важнейших изменениях в своей внешности: «Я чёрный маникюр сменю на красный цвет». Не смейтесь, она года три ходила с чёрными ногтями, а увидев красные, бывший должен поплыть. Но наиболее безжалостным оказался речитативный фрагмент, где героиня ёмко перечисляет обиды, которых якобы нет («но с каждой слезой становилась сильнее, а с болью - успешнее и красивей», ударение в последнем слоге использовано неправильно), а главное – рассказывает о своих нынешних победах. Коллизия немного повторяет сюжет её песни «Абьюз», но для Люси это излюбленная тема, к которой она всё время возвращается: «Теперь в эпицентре мужского внимания, новый секс-символ, предмет обожания, а ты стоишь грустный в другом конце бара, так кто и кому теперь, милый, не пара?»
Если брать во внимание того самого всем известного бывшего, певица, может, немного и преувеличивает степень его грусти и потерянности. Но искусство допускает гиперболизацию, ведь Чеботина так уверенно всё это рассказывает, что слушатель готов поверить каждому слову.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»