В Театре кукол имени С.В. Образцова отметили 100-летие Джанни Родари
Празднование 100-летия со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари состоялось в Театре кукол имени С.В. Образцова 23 октября 2020 года.
- Сегодня мы празднуем день рождения замечательного сказочника Джанни Родари, который был дружен с Сергеем Образцовым. И сегодня мы приоткрываем секреты собственного творчества – как рождается замысел нового спектакля «Чиполлино», как литературные герои становятся кукольными. Совсем скоро персонажи сказки оживут на сцене нашего театра, - рассказала заведующая литературной частью театра Нина Монова.
По словам Нины Моновой, Италия – это особый источник вдохновения для создания образов, сказок и пьес.
- Сергей Образцов обожал Италию - страну любви, нежности и волшебства. Он был знаком с очень многими деятелями итальянской культуры. Например, когда кинозвезда Джульетта Мазина приезжала в Россию, кто-то из журналистов спросил ее о самом ярком впечатлении от визита. Она ответила не задумываясь: «Сергей Образцофф!»
Джанни Родари тоже побывал в театре Театре кукол имени С.В. Образцова. Писатель высоко оценил постановку тогда еще советских спектаклей.
- Он был смельчаком, бойцом и добряком, – считает начальник театрального музея Марина Назарова. - Когда он был у нас в театре в 1962 году, то оставил в книге автограф: «В знак уважения от писателя, который лишь играет словами, артистам театра, в котором обитают настоящие сказки».
Екатерина Образцова
Режиссер-постановщик, внучка создателя театра кукол Екатерина Образцова рассказала о своём знакомстве с Джанни Родари и продемонстрировала экземпляр книги «Джельсомино в стране лжецов» с автографом самого автора.
- Когда я была маленькой, моя мама (Наталья Образцова) повела меня в театр кукол на Маяковке, и дала мне вот эту книжку. В театре был Джанни Родари, и он подписал мне книжку. Мне потом перевели: «Кате Образцовой - миллион поцелуев». В действительности перевод означал: «Тысяча приветствий». С тех пор Родари - мой любимый писатель. Поступая в театральный институт, я читала его басню. Спектакль «Чиполлино», который мы сейчас готовим, – это дань уважения знаменитому писателю, - рассказала режиссер.
В марте 2021 года Театр кукол имени С.В. Образцова планирует представить зрителям «Чиполлино» в постановке Екатерины Образцовой. Знаменитая сказка как раз будет отмечать свой 70-летний юбилей: она была написана Джанни Родари в 1951 году и переведена на русский язык стараниями Златы Потаповой и Самуила Маршака в 1955 году. Уже спустя год Курский областной театр кукол поставил спектакль про Чиполлино. Куклы, участвовавшие в постановке, сейчас хранятся в музее Театра кукол им. С.В. Образцова. Для нового спектакля образы персонажей будут несколько иными. Эскизы и макеты современных кукол представила публике ученица мультипликатора Сергея Алимова Александра Павлова.
Эскиз к спектаклю
Композитор Александр Журбин не смог приехать на празднование, но прислал видеообращение.
- Любовь к Джанни Родари у нас общая, она тянется еще с детства, - поделился он. - «Приключения Чиполлино» – это любимая сказка детворы как в Италии, так и в России. Для меня честь и большое счастье участвовать в спектакле Театра кукол имени С.В. Образцова вместе с Екатериной Образцовой. Я уверен, что этот спектакль получится веселым, добрым, немного сатирическим. Я уже написал несколько песен, а может быть напишу и еще.
Литературный взгляд на творчество писателя озвучила заместитель директора Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара Марина Соломонова.
- Джанни Родари сам по себе был поразительным. Одни его «Сказки по телефону» говорят, что он был человеком редкого таланта - такого, о котором, наверное, мечтают все сценаристы мира. Писатель мог посмотреть на любой предмет в комнате и придумать про него историю. В своей книге «Грамматика фантазии» он рассказывает, как несколько лет работал школьным учителем, и это ему не очень нравилось. При этом Джанни легко находил подход к детям из разных школ, делясь тем что умеет сам, просил делать различные задания. Молодому поколению было радостно жить в том мире, который писатель им предложил. В детской литературе Джанни Родари - своего рода Стивен Спилберг, человек, который мог создать абсолютно все, абсолютно любую историю. У него невероятно живой мир. «Грамматика фантазии» – это один из самых значимых литературных трудов, которым, к сожалению, до сих пор пользуются не многие преподаватели, но очень многие сценаристы, - поделилась эксперт.
Директор Итальянского центра культуры Сильвия Мандруццато особо подчеркнула, что работы Джанни Родари в Италии считаются национальным достоянием.
- Все его любят не только за многочисленные художественные произведения, но и за работы по теоретической части писательского ремесла. Это первый писатель, который удостоился международной премии Ганса-Христиана Андерсена. Но многие его помнят именно как автора таких текстов, которые объясняли, как вызвать в детях чувство вдохновения, как дать им возможность самим сочинять и работать в направлении развития фантазии. К слову, Родари сам очень любил Россию не только из политических убеждений, но и просто по-человечески, - обратила внимание она.
После дискуссии началась неофициальная часть праздника – артисты исполнили несколько песен, написанных для будущего спектакля Сергеем Плотовым на музыку Александра Журбина.
- Такое произведение как «Чиполлино», конечно, рискованно ставить в наше время, но и не ставить его тоже нельзя, - отметил автор стихов Сергей Плотов, признавшись, что ему очень приятно слышать свои стихи в актерском исполнении.
На вечере также состоялась премьерное выступление ансамбля «Образцовые бабУшки», участницами которого стали актрисы театра. Они исполнили кавер на знаменитую песню Адриано Челентано «Lasciatemi Cantare».
Информационный партнер театра - информационное агентство InterMedia
Дополнительная информация: promo.bigmonster@gmail.com
Кинорежиссер Алексей Мизгирёв поставил «Даму с собачкой» в МХТ
Премьера спектакля «Дама с собачкой» состоится на Малой сцене МХТ имени Чехова 17 и 18 июня 2024 года. Сюжет рассказа Чехова хрестоматиен: банальный курортный роман нежданно оборачивается любовью — тайной, мучительной, безысходной. Режиссера Алексей Мизгирёв, сохраняя чеховский текст, сочиняет собственную историю, делая полноправными героями тех, кто упомянут в рассказе лишь вскользь, — жену Гурова и мужа Анны Сергеевны, и доводя градус действия до трагедии.
50-летний Алексей Мизгирёв – выпускник ВГИКа и более известен как кинорежиссер, автор фильмов «Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой» и «Дуэлянт». В 2013 году поставил на сцене «Гоголь-центра» спектакль «Братья», являющийся ремейком фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья». «Дама с собачкой» станет его дебютом на мхатовской сцене.
- Для меня самый известный рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение, - говорит режиссер. - За сюжетом чувствуется иная тема. Тема отчаяния. Мужчина и женщина никогда не могут быть счастливы. Человек вообще не может быть счастливым. Жизнь всегда победит. И даже сеансы психотерапии не помогут. Правда, есть и еще одна чеховская тема — красота. Способность видеть красоту даже там, где она неочевидна. Вот где Чехов оставляет нам всем надежду…
В спектакле заняты Сергей Волков (Гуров), Полина Романова (Анна Сергеевна), Дарья Юрская (мадам Гурова), Кирилл Власов (фон Дидериц), Ростислав Лаврентьев (гипнотерапевт), Кирилл Власов (полицейский офицер).
Пьесу об эмигрантах «Парадокс скворца» покажут в Маяковке
Премьера спектакля «Парадокс скворца» состоится 13 и 14 июня 2024 года на Малой сцене Театра Маяковского. В основе постановки режиссера Ирины Васильевой пьеса «Амстердам» Майи Арад Ясур — авангардного израильского драматурга, получившей образование в Голландии. Ранее она была поставлена во многих европейских театрах, прочитана на крупных театральных фестивалях и в 2018 году переведена на русский язык. Впервые в российском театре пьеса прозвучала в рамках проекта «Безграничные читки» сезона 2022/2023.
Главная героиня живет в квартире с красивым видом на набережную Амстердама. Она талантливая скрипачка из Израиля. Она уехала от войны, чтобы играть свою музыку и жить свою жизнь. Она — скворец, отделившийся от стаи. Но она получает счет за газ…Один день из жизни израильской девушки-мигрантки в Голландии становится настоящим детективом в поиске причины, почему на ее адрес приходят счета за газ с невообразимой суммой. Кто этот сумрачный сосед сверху? Что происходило в этой квартире до нее, во время Второй Мировой войны? Парадокс скворца — отделиться от стаи. Но возможно ли, отделившись, усилием воли перестать быть скворцом?
- Мы выстраиваем спектакль как хор голосов в голове главной героини, - рассказывает Ирина Васильеова. - Одна, в чужой стране, она раздираема вопросами: ответственен ли я за то, что делал мой народ до меня? Способен ли один человек оплатить счет за вину государства? Могу ли я быть своим вдалеке от родной стаи? Мы неразрывно связаны со своими корнями и пространством. Мне кажется, историческое прошлое и настоящее сталкиваются в каждом отдельном человеке и требуют от него честных ответов.
Роли в спектакле исполнят Юлия Марычева, Арина Назарова (которая также выступила в качестве автора музыки), Алина Вакаева, Иван Ковалюнас, Олег Сапиро.
Умерла звезда Театра Вахтангова Инна Алабина
Актриса Инна Алабина скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 84 лет. О ее смерти сообщил Театра имени Евг. Вахтангова, где она прослужила всю свою творческую жизнь.
- Её неповторимая индивидуальность — сочетание хрупкой женственности и озорного мальчишеского задора — стали определяющими для многих образов, созданных актрисой, - говорится в некрологе. - Скорбим вместе с близким, родными и поклонниками дарования Инны Алабиной.
Инна Алабина родилась 25 июля 1939 года в Москве. Окончила Театральное училище имени Бориса Щукина в 1966 году (курс М.Р. Тер-Захаровой) и была принята в Театр имени Евгения Вахтангова.
Среди её ролей Гек Финн и Том Сойер («Приключения Гекльберри Финна»), Беспризорник («Конармия»), Солдатик («Планета надежды»), Мальчишка («Виринея»), Пятачок («Пух! Пух! Пух!»), Паж («Золушка»), Зелима («Принцесса Турандот»), Цыганка («Живой труп»), Ира («Антоний и Клеопатра»), Кормилица («Медея»), Прасковья Ильинична («Дядюшкин сон»). Она была занята в спектаклях, поставленных на Вахтанговской сцене выдающимся мастером Петром Фоменко («Государь ты наш, батюшка…», «Чудо святого Антония», «Без вины виноватые», «Пиковая дама»), а также в спектаклях Римаса Туминаса («Ревизор», «Последние луны и Дядя Ваня»), и даже исполняла хореографические работы в спектаклях Анжелики Холиной («Берег женщин» и «Анна Каренина»).
В кино актриса снималась редко (в основном, в телеверсиях вахтанговских спектаклей), она сыграла в фильмах и сериалах «Треугольник», «Курьер Кремля», «Дамы и гусары», «Требуется няня», «Папины дочки».
В 1994 году Алабина была удостоена звания заслуженной артистки РФ.
О дате и времени прощания будет сообщено дополнительно.