Рецензия на сериал «Мертвые души»: Раздобыл место у Кремлевской стены — похороны завтра
Оценка: 8 из 10
Сериал «Мертвые души» вышел в онлайн-кинотеатре IVI 9 декабря 2020 года. Режиссер: Григорий Константинопольский. В ролях: Евгений Цыганов, Александр Робак, Дмитрий Дюжев, Алексей Серебряков, Алексей Кортнев, Анна Михалкова, Елена Коренева, Тимофей Трибунцев, Иван Охлобыстин и другие.
Современный Павел Иванович Чичиков (Евгений Цыганов), трудясь в Министерстве культуры, отправляется с особым поручением в провинциальный городок Бугорск. Суть дела в следующем: в результате реновации, распространившейся и на престижные столичные кладбища, на погостах обнаружилось энное количество свободных мест, которые нужно зарезервировать для безвестных героев из российской глубинки. Естественно, Павел Иванович блюдет свою выгоду, предлагая заветные места не мертвым, а живым.
Негласная инициатива чиновника вызывает пламенный отклик в сердцах бугорских нуворишей. Мэр города Коробочка (Елена Коренева) мечтает упокоиться рядом с Максимом Галкиным. Не просыхающий ополченец и — по совместительству — глава министерства спорта Бугорска — Ноздрев (Тимофей Трибунцев) спит и видит, как лежит у Кремлевской стены подле Захара Прилепина. А у грубияна Собакевича (Александр Робак) — самое скромное желание: стать посмертным соседом Навального на Николо-Архангельском кладбище. За каждое местечко прощелыга Чичиков назначает свою цену. Вот только одного он не учел: какой же русский чиновник станет добровольно расставаться с собственными деньгами?
После блестящей транспозиции в современность «Грозы» Александра Островского Григорий Константинопольский взялся за не самый простой и очевидный материал. Конечно, вольное обращение с гоголевским наследием стало у современных кинематографистов общим местом — вот и у Константинопольского мистический сериал с Александром Петровым в главной роли идет в некоторых сценах фоном. Но все-таки замысел «Мертвых душ» оказался не по зубам даже автору, который вольно или невольно уничтожил второй том поэмы, а до третьего так толком и не добрался. К тому же Константинопольского подстерегала реальная опасность увязнуть в самоповторах и тиражировании наиболее удачных приемов той же «Грозы».
Тем не менее, режиссер справился. Возможно, дело в том, что его новый мини-сериал имеет прямое отношение не только к собственно литературному первоисточнику, но и к позднесоветскому анекдоту, в котором злая теща выдвинула зятю одно условие — быть погребенной у Кремлевской стены. А он, побегав по инстанциям, вернулся с закинутым за спину языком и выдал: «Место раздобыл, но есть одна небольшая проблема: похороны завтра!»
Нечто подобное как раз происходит, к вящей радости некрополистов всех мастей, и в «Мертвых душах» Константинопольского. Странно, что до него еще никто не решался освоить такую благодатную тему, ведь драм и баталий вокруг кладбищенских vip-мест разворачивалось в медийном пространстве немало. Вспомним Людмилу Зыкину, которую, вопреки ее собственной воле, погребли на самом статусном Новодевичьем кладбище. По сути, каждые похороны для людей такого масштаба превращаются в дилемму: обрести, наконец, место отдохновения от трудов праведных или участвовать в бессмысленной ярмарке тщеславия и после смерти.
Какой бы ни была забавной интрига мини-сериала, Константинопольский нашел редкую возможность для каждого из своих погрязших в пороках персонажей побыть хотя бы несколько секунд самими собой. Происходит это в момент, когда Чичиков задает свой сакраментальный вопрос: с кем рядом вы хотите лежать? Здесь уж не обойтись не только без смеха сквозь слезы, но и без подсознательного протеста. Ведь каждый из зрителей исподволь проецирует этот вопрос на себя и, в случае, если на тему смерти для него наложено табу, то неизбежно чувство отвращения, которое автоматом экстраполируется и на детище Константинопольского.
Но, к счастью, клиповая манера режиссера и его обширные связи в музыкальной тусовке позволяют ему справиться и с этой проблемой. В фильме внушительное количество вставных песенных номеров, поданных с изрядной долей юмора и креатива. Чего только стоит «Инцидент в Настасьино» «Аквариума», исполненный в духе индийских мелодрам или синти-поповая сновидческая версия «Моей цыганской» Владимира Высоцкого с томным женским (!) вокалом. Не говоря уж о просто использованной в качестве саундтрека инструментальной версии «До свидания, мама!» «Морального кодекса».
Да, «Мертвые души» Григория Константинопольского это действительно прощание — причем не только с забубенной киношной матушкой-Россией, ненароком давящей вусмерть своих детей во сне, но и с вульгарно-социологическим прочтением гоголевской поэмы, которым так грешит школьная программа. Не забываем, что Гоголь задумывал три части «Мертвых душ» как аналоги дантовского «Ада», «Чистилища» и «Рая». Писатель не успел воплотить последних двух пунктов, но за него это сделал Григорий Константинопольский, не забыв, как ни странно, и о Рае, дарующем подзабытое чувство беспредельного катарсиса…
Денис Ступников, InterMedia
Фильм «Манюня: Приключения в Москве» возглавил российский прокат
Детская лента Арама Марутяна «Манюня: Приключения в Москве» занял первое место в российском кинопрокате. По итогам первого летнего уикенда 30 мая — 2 июня фильм заработал порядка 100 миллионов рублей. Второе место занимает «Майор Гром. Игра» Олега Трофима с общей кассой в 300 миллионов рублей, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика». Также в первой десятке «Незнакомцы. Начало» Ренни Харлина на шестом месте с 12-ю миллионами и «Винни Пух. Кровь и мед 2» с 7-ю миллионами.
Напоминаем, что первый трейлер фильма «Манюня: Приключения в Москве» был обнародован 4 апреля 2024 года. Это история о летнем путешествии Манюни и её подруг в Москву в 1981 году.
Драму «Скажи ей» Александра Молочникова покажет ОТР
Телевизионная премьера фильма «Скажи ей» состоится на ОТР 8 июня 2024 года. Главные роли в драме Александра Молочникова исполнили Светлана Ходченкова, Артём Быстров, Кай Гетц, Вольфганг Черни, Алексей Серебряков, Марина Игнатова, Игорь Черневич, Ирина Розанова и другие.
Устав от инфантильности своего мужа Артема (Быстров), Света (Ходченкова) подает на развод. Вместе с новым возлюбленным, американцем Майклом (Вольфганг Черни), она собирается переехать в США и забрать с собой 10-летнего сына Сашу (Гетц). Артем возражает и просит оставить мальчика с ним. Противостояние родителей накаляется до предела, и они ставят ребенка перед непростым выбором.
Премьера фильма состоялась в рамках основного конкурса фестиваля «Кинотавр» 2020 года, а в широкий прокат «Скажи ей» вышел в мае 2021-го. Читайте рецензию на картину на сайте «ИнтерМедиа».
Эфир в 4.25, повтор 9 июня в 19.45.
«Легенду о самбо» покажет «viju TV1000 русское»
Телевизионная премьера фильма «Легенда о самбо» состоится на «viju TV1000 русское» 9 июня 2024 года. В центре сюжета картины режиссера Андрея Богатырева – история создания национальной борьбы, единственного международно признанного вида спорта, официальным языком которого является русский.
Действие происходит в Москве в 1936 году, где проходит Спартакиада, куда приглашена сильнейшая команда борцов. Зрители ждут, кто одержит победу в решающем поединке, в котором участвуют два мастера боевых искусств. Один из них Василий Ощепков (Вольфганг Черни), который с детства обучался искусству дзюдо в Японии. Второй – Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко), прошедший Русско-японскую войну и разрабатывающий приемы для самообороны. Оба одержимы идеей создания национальной борьбы. Напряжение боев, интрига соревнований, великая эпоха открытий и надежд – все это переплетается с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика Анатолия Харлампиева (Антон Вохмин).
В фильме также снялись Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Павел Абраменков, Георгий Перадзе, Владимир Гостюхин и др.
В российский прокат «Легенда о самбо» вышла в ноябре 2023 года.
Эфир в 19.30.