Рецензия: «Ария» - «ХХ лет»
2021, М2БА
Оценка: 8 из 10.
Поневоле на ум приходит парадоксальное сравнение группы «Ария» с группой «Би-2». При всём несходстве музыкальных стилистик и те, и другие демонстрируют невероятную творческую активность и аккуратное отношение к фиксации своих достижений. И у тех, и у других творческие циклы включают наряду с новыми программами концерты с оркестром и юбилейные шоу, а главное - издание альбомов с записью всех этих, извините за выражение, «активностей». Каждое большое концертное событие фиксируется, монтируется и превращается в DVD, CD, цифровой релиз - поклонники обеих групп к этому уже привыкли и регулярно пополняют свои коллекции новыми live-сборниками.
«Арийцы» с 2005 года жили с ощущением незакрытого гештальта. Тогда во дворце спорта «Лужники» группа сыграла юбилейный концерт в честь своего 20-летия. Шоу было во многом эпохальным - первый юбилей без ушедшего вокалиста Валерия Кипелова, зато с другими бывшими музыкантами «Арии»: Сергеем Мавриным, Аликом Грановским, Андреем Большаковым и Кириллом Покровским. Несколько вещей были сыграны при участии симфонического оркестра «Глобалис» под управлением дирижёра Константина Кримца. Естественно, группа «Ария» планировала внести этот юбилей в в свою летопись - и на концерте велась профессиональная видеосъёмка. Фанатам были обещаны концертные DVD и CD, но компания, которая осуществляла съёмку, свою часть работы завалила. Фильм-концерт так и не был смонтирован, а «арийцы» ещё долго в интервью с досадой говорили о том, что видео не устроило их по качеству. Эти сетования вошли и в биографическую книгу про «Арию», и в документальный цикл, который снимался к 35-летию группы. Признаться, тогда я не придал этому значения: ну не смогли и не смогли, что уж теперь переживать, столько лет прошло, поезд ушёл. Но у группы в архиве, оказывается, оставалась аудиозапись юбилейного шоу...
И «Ария» решила её всё-таки обнародовать - не привязывая к каким-то датам и не делая мощной промо-кампании, группа просто взяла и - после урегулирования всех юридических вопросов - выпустила концертный альбом, записанный 16 лет назад. Для кого-то это звучит, будто «до нашей эры» или «когда в «Арии» ещё пел Кипелов». Однако Кипелов в 2005 году в «Арии» уже не пел - а пел Артур Беркут, причём на этом концертнике его можно перепутать с тем же Кипеловым или нынешним вокалистом Михаилом Житняковым. Что ж, это лишний раз опровергает популярное мнение, что Беркут не подходил «Арии» по диапазону и тембру: всё он мог петь, если хотел, а в 2005-м ещё хотел. Валерий Кипелов приглашение участвовать в юбилейном концерте не принял, сославшись на гастрольную занятость: об этом прямо со сцены рассказала Маргарита Пушкина, передав фанатам привет от Валерия Александровича. Ответом поэтессе был неопределённый гул, подчеркнувший неоднозначное отношение публики к болезненному расколу группы.
Что касается самого концерта, то «Ария» в очередной раз продемонстрировала свой безупречный инструментальный класс и разумный подход к составлению сет-листа, куда вошли хиты и актуальные на тот момент относительные новинки. Почему-то группа обошлась без композиции «Обман» (она фрагментарно звучит в попурри), зато запись позволяет задуматься, например, о недооценённом хитовом потенциале песни «Прощай, Норфолк!»
Алексей Мажаев, InterMedia
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «За бывшего»: Кто кому не пара
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Все последние песни Люси Чеботиной стопроцентно соответствуют её публичному имиджу. Люди считают Люсю уверенной в себе, высокомерной, возможно, стервозной особой, которая точно не будет плакаться слушателю в жилетку и раскрывать в музыке ранимую душу. Песни точно такие же – сверхуверенные, с названиями типа «Королева» или «Командир». (С этой точки зрения стало немного удивительным появление Чеботиной в рекламе мобильного оператора, где певица пытается смешно сделать глазами; может, её потенциал раскрыт не до конца?)
Сингл «За бывшего» на открытие новых горизонтов не претендует, зато укрепляет Люсю в её нынешней нише. В конце концов, публика знает только одного её бывшего, и, даже если образ собирательный, представлять будет кого-то конкретного. В припеве лирическая героиня ведёт себя по-взрослому, поднимает за бывшего тост, желает ему всего наилучшего, говорит, что никаких обид не осталось… но в последней строчке жалит изо всех сил: «Но лучше меня в твоей жизни не будет».
В куплетах Люся ещё менее дипломатична. Она ожидает от бывшего падений к ногам, «только б назад меня вымолить», а также заявляет о важнейших изменениях в своей внешности: «Я чёрный маникюр сменю на красный цвет». Не смейтесь, она года три ходила с чёрными ногтями, а увидев красные, бывший должен поплыть. Но наиболее безжалостным оказался речитативный фрагмент, где героиня ёмко перечисляет обиды, которых якобы нет («но с каждой слезой становилась сильнее, а с болью - успешнее и красивей», ударение в последнем слоге использовано неправильно), а главное – рассказывает о своих нынешних победах. Коллизия немного повторяет сюжет её песни «Абьюз», но для Люси это излюбленная тема, к которой она всё время возвращается: «Теперь в эпицентре мужского внимания, новый секс-символ, предмет обожания, а ты стоишь грустный в другом конце бара, так кто и кому теперь, милый, не пара?»
Если брать во внимание того самого всем известного бывшего, певица, может, немного и преувеличивает степень его грусти и потерянности. Но искусство допускает гиперболизацию, ведь Чеботина так уверенно всё это рассказывает, что слушатель готов поверить каждому слову.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»