Евгений Сафронов назвал ситуацию в креативных индустриях «эпохальным переломом»
Панельная дискуссия «Музыкальная индустрия в регионах: есть ли будущее?» состоялась в рамках «Российской креативной недели - Урал» в челябинском отеле «Видгоф» 25 апреля 2024 года. Ниже приводятся выдержки из выступления главного редактора информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгения Сафронова, с полным же содержанием дискуссии можно ознакомиться в нашем репортаже.
Свое выступление спикер начал с презентации декабрьского исследования «Экономика культуры в РФ 2018-2023». Текущую ситуацию в индустрии он назвал «эпохальным переломом»:
- Во время пандемии доходы от коммерческой деятельности упали во много раз.По итогам 2021 года произошел небольшой рост. В 2022-м, по известным причинам, опять наблюдался спад.
Евгений Сафронов представил слушателям графики сравнения ассигнований в индустрию зрелищных мероприятий из бюджетов с доходами от коммерческой деятельности организаторов мероприятий:
- Впервые за всю историю новой России доходы от коммерческой деятельности в 2020 году упали ниже суммарных ассигнований из бюджетов, - подчеркнул он. - При этом ассигнования постоянно растут, и каждый год пытается восстановиться коммерческая деятельность, однако тренд уже не меняется. То же самое происходит и во всех остальных массовых направлениях.
В сфере культуры России насчитывается около 30 немассовых направлений и всего лишь 4 массовых — кино/видео, музыка, книги и видеоигры; они обладают значимым коммерческим потенциалом. Немассовые направления — музеи, театры, изобразительное искусство, библиотеки, парки и др. - изначально финансировались из бюджетов. Сейчас государство все серьезнее вторгается в массовые сферы, которые раньше игнорировались и выживали, как могли.Это факт, а вот хорошо это или плохо — уже другой вопрос, в котором как раз и стоит разобраться. Это непросто - к примеру, государство решило поддерживать креативные индустрии, но до сих пор не понимает, что это вообще такое. Сейчас есть три федеральных документа, в соответствии с которыми все пытаются понять, какие индустрии у нас креативные, а какие — нет. Это постановление Правительства, приказ Росстата, который вышел совсем недавно, и готовящийся законопроект о креативных индустриях. Парадокс в том, что в каждом из трех документов — разные перечни индустрий. Сейчас действующим является приказ Росстата, однако он выглядит удивительно. К примеру, в нем нет вообще музыки - ни концертов, ни звукозаписи - ничего. А вот в готовящемся законопроекте как раз всё есть - это единственный документ за всю историю сферы культуры, в котором наконец-то перечислено все, что должно. Однако принятие законопроекта пока отложено, противодействие ему велико. Мы видим в этом отражение противоречий между российской системой права и англосаксонской практикой - ведь «креативные индустрии» - это калька с английского, и вызывает большие сомнения возможность переноса этой категории на отечественные реалии без серьёзного анализа и доработки. Многие это понимают - в ходе подготовки региональных законопроектов уже готовятся серьёзные исследования - к примеру, так уже происходит в Московской области.
На некоторых проблемных вопросах креативных индустрий Евгений Сафронов остановился более подробно:
- Многие организации выступают против включения себя в категорию креативных индустрий, так как они выполняют бюджетные задания и опасаются, что это им помешает. Также непонятно, относится ли коммерческая деятельность бюджетных организаций к креативным индустриям, ведь они по определению UNCTAD должны получать прибыль, а в данном случае это невозможно. Также очень важна и инфраструктура. Относится ли, например, продажа билетов к креативным индустриям? Против этого уже категорически выступают некоторые ведущие министерства. До сих пор непонятна ситуация с производством музыкальных инструментов - поскольку они относятся к Минпромторгу, там должны подтвердить, что это входит в креативные индустрии, и, соответственно, взять на себя определенные обязательства, и это может стать проблемой. И, конечно, целый пласт вопросов скрыт в проблеме использования в креативных индустриях результатов интеллектуальной деятельности граждан зарубежных, особенно недружественных государств.
Рассмотрел Евгений Сафронов и отдельные сегменты российской сферы культуры:
- К креативным или культурным индустриям (это синонимы) в каждой стране существует индивидуальный подход. В России, например, музеи относятся к креативным индустриям, а где-то — нет. Зато в Индонезии, к примеру, в них включается производство мебели. Такой разнобой характерен для всего мира.
Если анализировать обороты сегментов сферы культуры, то бросается в глаза то, что больше всего в России зарабатывают на культуре информационно-коммуникационные технологические компании — около 30%. Далее идет культурный досуг (преимущественно — туризм) — 26%. Архитектура, искусство и сохранение наследия — 12%, остальные сегменты не набирают и 10%.
Роль информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры до сих пор недостаточно оценена. Обороты крупнейших компаний как у нас в стране, так и в мире, сформированы в значительной (если не большей) части именно за счет предоставления аудитории доступа к произведениям.Если мы возьмём любой компьютер и посмотрим статистику использования, то увидим, что большую часть времени он применяется для передачи и потребления произведений- кино, музыки, фото, литературы и т.п. Организации ИКТ, как видно из диаграммы, на этом зарабатывают больше всех в культурных индустриях, при этом практически не делясь с создателями этих произведений. Диаграмма наглядно показывает диспропорцию между индустриями - те, в которых творцы получают достойное вознаграждение, составляют наименьшую долю культурной экономики, а вот лидеры стараются не платить. Механизмы для ликвидации этой несправедливости действуют, но пока, на мой взгляд, не очень эффективно.
Так будет всегда, но сейчас это можно сделать чуть-чуть справедливее - хотя бы процентов на 20-30 - и это сразу почувствуют и создатели и слушатели. Без решения этого вопроса о самостоятельном развитии креативных индустрий и говорить нечего - надежда только на постоянные государственные вливания.
С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.
Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.
Театр Вахтангова отменил вечер памяти Римаса Туминаса
Театр имени Вахтангова отменил вечер памяти Римаса Туминаса после обращения движения «Ветераны России» к министру культуры Ольге Любимовой. Как сообщает издание «Театръ», о запланированном на 4 июня 2024 года мероприятии, посвящённом бывшему художественному руководителю, было объявлено 22 мая. В тот же день все билеты на показ на Основной сцене (вмещающей тысячу зрителей) были раскуплены.
Но 23 мая в СМИ появилось открытое письмо, подписанное председателем «Ветеранов России», добровольцем СВО Ильдаром Резяповым, с требованием отменить «не только вечер памяти Римаса Туминаса, но и все его постановки, запланированные в театре». На сайте «Ветеранов России» приводятся слова Резяпова (пунктуация сохранена):
- Мы считаем, что чествование Туминаса недопустимо. Это событие сравнимо с недавним скандалом в канадском парламенте, когда чествовали нациста Гунько. Руководство театра видимо живёт в какой-то другой моральной и этической реальности.
Официально руководство театра никак не прокомментировало отмену вечера. Постановки Римаса Туминаса – «Дневник Анны Франк», «Война и мир», «Фальшивая нота», «Евгений Онегин», «Минетти», «Царь Эдип» - остаются в афише на май-июнь этого года.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Римас Туминас занимал пост художественного руководителя Театра Вахтангова с 2007 по 2022 год, но был вынужден оставить его как по состоянию здоровья, так и из-за несогласия с российской политикой. Режиссер скончался 6 марта 2024 года в возрасте 72 лет.
Николай Цискаридзе рассказал об интригах и пластических операциях по дороге из Петербурга в Москву
Николай Цискаридзе стал гостем очередного выпуска YouTube-шоу «Света вокруг света». Премьера состоялась 25 мая 2024 года. Часть программы была снята в стенах Академию Русского балета им. А.Я.Вагановой, которую возглавляет Цискаридзе, а интервью – в поезде по дороге из Санкт-Петербурга в Москву.
- Сегодня у нас очень необычный для «Света вокруг света» антураж — впервые мы снимаем выпуск в «Сапсане», - признается ведущая Светлана Бондарчук. - А иначе поймать невероятно востребованного и занятого Николая Цискаридзе просто невозможно. Об этом интервью мы мечтали годами, и вот оно случилось! Как всегда, мы старались показать вам героя с новой стороны, рассказать о нем что-то, чего вы еще не знаете. В случае с Николаем это несложно — у него бессчетное количество потрясающих историй и невероятный жизненный опыт, которым он щедро делится с окружающими.
Светлана и Николай поговорили о его работе и семье, о любимых учениках и тех, с кем ему пришлось расстаться, вспомнили великую Майю Михайловну Плисецкую, обсудили пластическую хирургию, друзей, отношение к жизни и искусству, интриги в Большом театре и балете вообще, любимые книги, фильмы и рестораны героя выпуска.
Артист в интервью поделился мыслями по поводу отцовства:
- Мое появление было предрасположено, что это должно случиться. Я для себя не принимаю, когда люди что-то прогнозируют, конструируют. Когда ты окружен огромным количеством любви подрастающего поколения, у тебя нет этого недостатка. Я вообще к детям и к их внутреннему миру отношусь очень внимательно.
Николай Цискаридзе рассказал о своей узнаваемости.
- Я очень узнаваемый человек в первую очередь благодаря телевидению. У меня нет иллюзии, что все меня знают, потому что я такой гениальный танцовщик. Я прекрасно понимаю, как работает медиа-пространство. Есть страны, в которых я никогда не бывал. Например, Польша, вот как-то не доводилось там никогда выступать. У меня была небольшая пересадка в аэропорту Варшавы, буквально полчаса. И я подумал, что не пойду в зал ожидания первого класса, а зашёл в кафе напротив, где сосисочки продавались. Был уверен, что меня никто не узнает, никто не обратит внимания. И я набрал сосисок, взял пива, подхожу на кассу, и полька-кассирша вдруг мне говорит: «Я вас знаю!» С одной стороны это очень приятно, с другой – есть, конечно, неудобство: куда бы ты ни зашёл, тебя узнают и за тобой наблюдают.
Цискаридзе поведал о своём отношении к Майе Плисецкой и Алле Пугачёвой:
- Майя Михайловна была одной из моих любимых артистов. Но есть великая Плисецкая-балерина, а есть человек, с которым я был знаком, с которым я общался – не могу сказать, что очень много, но общался. Она была очень странным человеком… Знаете, это как что-то большое, здание или огромная гора: на расстоянии одно, а вблизи видишь совсем другую картину. Майя Михайловна была человек со страстями, со своим вкусом… Но у меня как – я обожаю Пугачёву и для меня её творчество всегда выше всего остального. Мы знакомы, но я не могу сказать, что знаю Пугачёву. Я люблю Пугачёву, я не могу жить без её песен, но я её не знаю. То же самое Плисецкая. На её примере я могу объяснить, как надо танцевать, показать красоту, гармонию, я сам этим восхищаюсь.
Себя Николай считает интровертом:
- Я не очень люблю праздники. У меня день рождения 31 декабря, все готовятся к Новому году, а мне в детстве нравилось, когда никого нет, мы с няней, она кашеварит, я играю. Мне иногда странно, что я выбрал профессию, которая совершенно не соответствует моему характеру. Большего интроверта, чем я сам, я не знаю. И ещё я ленив, не люблю двигаться… В принципе я Обломов, я могу не вставать месяцами с кровати. Не понимаю, как так вышло, что я попал на эту каторгу, что я вынужден всё время куда-то выходить, говорить, появляться на людях, давать интервью. В этом есть большое противоречие моей жизни.
Никита Кологривый станет Маяковским
Премьера спектакля «Маяковский. Я сам» состоится 2 июля 2024 года в Театре Эстрады. Режиссером и автором инсценировки станет актер и режиссер театра «Современник» Семен Шомин, а в роли Владимира Маяковского выступит популярный актер Никита Кологривый, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.
- Это история жизни, острых, непримиримых противоречий, взлетов и падений выдающегося поэта, - говорится в описании спектакля. - Главный акцент постановки – больная любовь, трагический треугольник взаимоотношений Маяковского с Лилей и Осипом Брик. Кто из них спасатель, тиран и жертва? Не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. Почему сгорает человек? Человек талантливый и известный, любимый женщинами и обласканный властями. Как это происходит, какие механизмы внутри человека запускают процесс саморазрушения? На эти вопросы пытается ответить спектакль «Маяковский. Я сам».
Литературной основой инсценировки стала автобиография Маяковского «Я сам», которую дополнили его стихи и поэмы.
- Энергетически мне этот поэт очень близок, - говорит о Маяковском Никита Кологривый.
В спектакле также заняты Авелина Квасова, Ефим Белосорочка, Арсений Сергеев, Татьяна Максимова и Максим Теняков.
Ранее Никита Кологривый стал героем очередного выпуска YouTube-шоу «Fametime TV» Лауры Джугелия. Премьера состоялась 14 апреля 2024 года, хотя, как сообщается в описании, основная часть выпуска была снята на родине актера в Новосибирске накануне знаменитой драки, а затем Лаура досняла программу по видеосвязи уже после выхода Никиты из СИЗО.