«Йорш» - «Оковы мира» ***
2015, «Союз Мьюзик»
Альбом «Йорша» - это неплохой повод освежить свои представления об отечественной панк-рок-сцене. Ребята существуют довольно давно, а за последние пять лет обновили своё звучание, устремившись в сторону «альтернативной музыки». Теперь на их панк-основу нанизаны тяжёлые риффы и отчаянные тексты - что представляется весьма выигрышным сочетанием. Плюс искренность. Когда про утлость существования вопят юные музыканты, это порой выглядит трогательно, но чаще всего смешно. Когда же неравнодушие и нервозность сохраняют в своём творчестве 30-летние, к этому стоит прислушаться повнимательнее. Порой бывает, что группа просто имитирует юношеский максимализм, в связи с чем её хочется пожалеть, но иногда музыканты переходят на новый уровень. Применительно к «Йоршу» можно говорить именно о таком случае.
Диск, обладающий крайне запоминающейся обложкой, начинается со стихотворения «Слово» о тяжёлой судьбе музыканта. Стих весьма ученический, но подкупающий своей искренностью: «Но знаешь, возможно, однажды придет sms незнакомый, что песня твоя помогла мне не сделать шаг с крыши дома...» После этого ждёшь столь же наивных песенок, но не тут-то было: рубятся «йорши» по-взрослому, на концертах должен твориться тотальный слэм - да и смысловые акценты в песнях расставлены грамотно. На диске есть места, заставляющие скандировать рефрены, а есть такие, где даже самый спокойный слушатель не удержится от потрясывания головой. Пафос у «Йорша» иногда очень тонко переходит в иронию, как в песне «Ненависть». Весь её текст посвящён лютому клеймению поп-панков, ска-панков и прочих татуированных зарабатывателей денег на имитации молодёжной музыки - но в этом тексте невозможно разобрать почти ни слова без буклетной распечатки, ибо группа сделала полную аранжировочную противоположность ненавистным жанрам: громкую, тяжёлую и агрессивную. Отменно прооравшись, солист Дима «Сокол» Соколов вдруг в щемящем антивоенном «Живом оружии» включает лирика, что довольно удачно совмещается с хард-роковым припевом. Далее «Йорш» позволяет себе откровенно дурацких (поп-панковых) «Мужиков» и «Вредные привычки», после чего возвращается к стихам.
Стихотворение «Бабка и айфон» - вновь несколько наивное произведение о равнодушии и стремлении не помочь человеку в беде, а поскорее заснять эту беду на айфон. Натуралистичность и обнажённые эмоции сильно воздействуют на слушателя и служат Соколу спусковым крючком для самых важных и жёстких песен альбома. «Равнодушие = Соучастие», «26», «Весна в Освенциме», «Когда нас расстреляют» и «7 миллиардов» - тут уже не идёт речь о тонком стёбе над поп-панком, тут газ до отказа, и всё вываливается на аудиторию открытым текстом и на максимальном звуке и напряге. «Когда нас расстреляют, наши громкие песни, словно вольные птицы, взлетят в небеса, голоса не умолкнут, не остановятся танцы, мир согрет до предела, наступает весна», - казалось бы, подобные куплеты пытается петь второй музыкант-альтернативщик, но, слушая их, как правило, сложно удержаться от смеха. «Йорш» же умудряется делать это эмоционально, честно и более чем убедительно.
Алексей Мажаев, InterMedia
Ник Завриев выпустил «Планетронику»
Яндекс Музыка совместно с издательством «Бомбора» и Moscow Music School представили книгу «Планетроника: популярная история электронной музыки» Ника Завриева. Она стала печатной версией одноименного подкаста, который Яндекс Музыка и Ник Завриев выпускали на стриминговом сервисе в течение двух лет. В нем музыкант и журналист исследовал историю электронной музыки, а также рассказывал о том, как появляется то или иное направление в электронике.
В книге рассматривается не только популярная танцевальная музыка, но и андеграундные жанры, а также культовые артисты и локальные герои электронной сцены разных стран. Это попытка связать разрозненные культурные явления в единую картину развития современной музыки.
Аналогично эпизодам подкаста, в «Планетронике» описаны 22 музыкальных путешествия. Каждая глава — техно, краут-рок, глитч или модульные синтезаторы — это не столько отдельный город, сколько история, связанная с жанром или явлением.
- Географическая точка, ставшая заголовком каждой главы, — это лишь начало истории или место, где случились какие-то особенно важные события. Поэтому в разделе, посвященной Детройту — городу, где родилось техно, — мы говорим не про электронику из Детройта, а про техно, независимо от того, происходило ли дело в Детройте, Стокгольме, Токио или Берлине, — поясняет Ник Завриев.
Книгу можно читать как энциклопедию, выбирая главы по интересам, либо в хронологическом порядке. В дополнение на Яндекс Музыке доступны плейлисты по каждому из затронутых в «Планетронике» жанров, а также одноименные выпуски подкаста.
Фестиваль Park Live переедет в Казахстан
Фестиваль Yandex Park Live пройдёт с 6 по 8 сентября 2024 года в Алма-Ате, Казахстан. Хедлайнерами станут Die Antwoord (6 сентября), Tyga (7 сентября) и Placebo (8 сентября). Остальной лайнап будет объявлен позже.
Ранее фестиваль Park Live проходил в Москве. В 2020 и 2021 году он был отменён из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести его в 2022 году, в списке участников были заявлены Slipknot, Sum 41, Placebo, My Chemical Romance, Игги Поп, Limp Bizkit, Gorillaz и другие, однако после начала специальной военной операции визит большинства из них стал невозможен.
Входной однодневный билет на Park Live в Алма-Ате будут стоить 18 000 тенге (примерно 3 600 рублей), абонемент на три дня — 36 000 тенге (примерно 7 300 рублей).
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «За бывшего»: Кто кому не пара
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Все последние песни Люси Чеботиной стопроцентно соответствуют её публичному имиджу. Люди считают Люсю уверенной в себе, высокомерной, возможно, стервозной особой, которая точно не будет плакаться слушателю в жилетку и раскрывать в музыке ранимую душу. Песни точно такие же – сверхуверенные, с названиями типа «Королева» или «Командир». (С этой точки зрения стало немного удивительным появление Чеботиной в рекламе мобильного оператора, где певица пытается смешно сделать глазами; может, её потенциал раскрыт не до конца?)
Сингл «За бывшего» на открытие новых горизонтов не претендует, зато укрепляет Люсю в её нынешней нише. В конце концов, публика знает только одного её бывшего, и, даже если образ собирательный, представлять будет кого-то конкретного. В припеве лирическая героиня ведёт себя по-взрослому, поднимает за бывшего тост, желает ему всего наилучшего, говорит, что никаких обид не осталось… но в последней строчке жалит изо всех сил: «Но лучше меня в твоей жизни не будет».
В куплетах Люся ещё менее дипломатична. Она ожидает от бывшего падений к ногам, «только б назад меня вымолить», а также заявляет о важнейших изменениях в своей внешности: «Я чёрный маникюр сменю на красный цвет». Не смейтесь, она года три ходила с чёрными ногтями, а увидев красные, бывший должен поплыть. Но наиболее безжалостным оказался речитативный фрагмент, где героиня ёмко перечисляет обиды, которых якобы нет («но с каждой слезой становилась сильнее, а с болью - успешнее и красивей», ударение в последнем слоге использовано неправильно), а главное – рассказывает о своих нынешних победах. Коллизия немного повторяет сюжет её песни «Абьюз», но для Люси это излюбленная тема, к которой она всё время возвращается: «Теперь в эпицентре мужского внимания, новый секс-символ, предмет обожания, а ты стоишь грустный в другом конце бара, так кто и кому теперь, милый, не пара?»
Если брать во внимание того самого всем известного бывшего, певица, может, немного и преувеличивает степень его грусти и потерянности. Но искусство допускает гиперболизацию, ведь Чеботина так уверенно всё это рассказывает, что слушатель готов поверить каждому слову.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»