Ситора Алиева (программный директор «Кинотавра»): «Отбор в наш смотр увеличивает кредит доверия со стороны государства»
О «КИНОТАВРЕ» 2018 ГОДА
- «Кинотавр» будет проходить в 29-й раз – это значительный возраст для любого киносмотра. Фестиваль менялся в течение всего этого времени в соответствии с ситуацией, отражал все происходившее внутри не только российской, но и мировой кинематографии. Хочу напомнить, что одиннадцать лет, с 1994-го по 2004-й, параллельно проводился международный кинофестиваль в Сочи, с конкурсом, который оценивало интернациональное жюри и жюри ФИПРЕССИ, с ретроспективами, которые до сих повторяются на европейских смотрах. Отдельное спасибо за это блистательному киноведу и историку кино Сергею Лаврентьеву. Свои первые работы в Сочи привозили Ильдико Эньеди, Том Тыквер, Николас Виндинг Рефн, Янош Сас, Дьердь Пальфи, Петтер Несс и многие, многие другие, ныне известные участники Канн, номинанты на «Оскар». Но прежде всего «Кинотавр» был задуман как один из инструментов поддержки кино в годы тотального исчезновения проката и нашествия американских би-муви. Он стал альтернативой умершему кинотеатральному показу и опорой для кинематографистов. С 1998-го по 2002-й включительно проходил и конкурс дебютов, который тоже появился не сразу – на волне постперестроечного кино. Свои первые призы там завоевали Лариса Садилова, Сергей Бодров-младший, Алексей Мурадов, Андрей Прошкин... Так что конкурс дебютов для «Кинотавра» не новшество, и был целый ряд причин его вернуть. Начнем с того, что впервые за всю историю фестиваля на отбор пришло 102 фильма, 58 из которых (то есть больше половины) – первые режиссерские работы. Во-вторых, за последние два года министерство культуры поддержало сорок дебютов, авторы большинства из них – участники программы «Кинотавр». Короткий метр» разных лет. То есть отбор в наш смотр увеличивает кредит доверия со стороны государства. Для нас это очень важно. И, разумеется, огромная благодарность куратору программы «Кинотавр». Короткий метр» Ирине Любарской. Ну и, в-третьих, как показал еще прошлый фестиваль, география дебютов расширяется, на территории России становится все больше и больше независимого молодого кино. Если раньше фильмы снимали главным образом в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, то сегодня это также Бурятия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Якутия, Алтай, такие города, как Ангарск, Архангельск, Владимир, Пермь, Череповец. Этих причин достаточно, чтобы собрать отдельную программу и поддержать начинающих режиссеров. Ситуация как в российском, так и в мировом кино кардинально меняется: количество фильмов растет едва ли не в геометрической прогрессии, и снимают их очень молодые люди. Этот процесс требует пристального внимания, глубокого осмысления, критического анализа…
ОБ ОТДЕЛЬНОМ КОНКУРСЕ ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ-ДЕБЮТАНТОВ
- Это отдельная полноценная программа со своим – очень солидным – жюри. 2018 год уникален не только нашествием молодых: впервые так много участников и лауреатов прошлых лет одновременно закончили свои картины. В основном конкурсе соревнуются такие разные режиссеры, как, например, самый зрелый участник Дмитрий Месхиев и самый молодой Иван Твердовский. Отбор показал, что нет недостатка в фильмах для обоих конкурсов (а за бортом осталось немало достойных кандидатов), и более того – это подтвердил и Московский кинофестиваль, где призы получили три российские картины, а ведь мы даже не конкурировали. Гран-при якутскому фильму на ММКФ также засвидетельствовало, насколько изменилась парадигма российского кинематографа, который все больше уходит в регионы.
О ГОСПОДДЕРЖКЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
- Министерство культуры поддержало четыре картины основного конкурса, Фонд кино – одну. Как правило, частные инвесторы не доверяют молодым независимым авторам и не готовы вкладывать в них деньги. А известные авторы находят и государственные, и частные деньги – при этом срабатывают обещания как большой кассы, так и фестивальных призов. Участие в «Кинотавре» – очень весомый аргумент для инвестора.
ПОЧЕМУ «ЛЕТО» И «ДЕЛО СОБЧАКА» БЫЛИ ВЫБРАНЫ ФИЛЬМАМИ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ?
- Очень важно, что фестиваль открывается новой работой лауреата «Кинотавра»: двенадцать лет назад фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» победил сначала в Сочи, а потом – в конкурсе первого амбициозного Римского фестиваля с самым крупным денежным призом в мире, 200 тысяч евро. Кроме того, «Лето» – картина об эпохе, о любви в самом широком смысле, о людях, повенчанных с искусством, для которых нет ничего выше творчества… А фильм закрытия – это очень тонкий рассказ дочери об отце, о семейных отношениях и об абсолютной любви. Там показано, что такое большая политика, как она разлита повсюду и как человек с принципами может в ней существовать и выживать – или не выживать. Авторы скрупулезно исследуют властные взаимоотношения определенного периода нашей истории. Хочу отметить, что через темы творчества и политики, эстетики и этики «Лето» и «Дело Собчака» невероятно корреспондируют не только между собой, но и со многими лентами обоих конкурсов.
О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ В ПРОГРАММЕ «КИНОТАВРА»
- Да, удивительно, что в этом году несколько фильмов так или иначе работают с историческим жанром – это редкий случай для «Кинотавра». «История одного назначения» – очень современная картина, так как обращение в прошлое для автора – лишь поиск ответов на вопросы настоящего. О холокосте рассказывает «Война Анны», и важно, что наши кинематографисты находят свой способ изучения и индивидуальное этическое видение этой трагедии, до сих остающейся одной из самых неисследованных в мировой истории. Ранние постсоветские годы затронуты в фильмах «Временные трудности» и «Ван Гоги», которые корреспондируют также на тему отцов и сыновей. Мне кажется интересным, что российское кино больше разворачивается во времени, появляется более объемный взгляд на прошлое.
О ФИЛЬМАХ ОТ ЖЕНЩИН-РЕЖИССЕРОВ
- В основном конкурсе только три картины, снятые женщинами, хотя был год, когда их было больше половины. Женский вопрос становится все более актуальным: в Москве появляются фестивали, посвященные режиссерам-женщинам, и «Кинотавр», безусловно, стимулировал эту ситуацию. Конечно, можно было бы сделать что-то и в Сочи, например, ретроспективу женщин – победителей нашего смотра, и это было бы очень интересно, так как слабый пол, случалось, полностью менял пейзаж фестиваля. Но наша программа, к сожалению, и так уже очень перегружена.
ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ РЕГЛАМЕНТА «КИНОТАВРА»
- Наш регламент ужесточился еще в 2014 году – но это требования российского законодательства. Более того, участники «Кинотавра» должны оформлять не только УНФ, но и прокатное удостоверение. Это никоим образом не парализует нашу работу. И хотелось бы, чтобы все, кто присылает нам фильмы на отбор, это понимали.
(Максим Туула, «Бюллетень кинопрокатчика», 28.05.18)
Умерла актриса Агния Елекоева
Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.
С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.
Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.
Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»
Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.
Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.
- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.
Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»
Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.
В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).
Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.