Рецензия на фильм Дяо Инаня «Озеро диких гусей»: Слишком стар, чтобы умереть молодым
Оценка: 8 из 10
Китайский криминальный триллер «Озеро диких гусей» вышел в российский прокат 12 декабря 2019 года. Режиссёр: Дяо Инань. В ролях: Ху Гэ, Квай Луньмэй, Ляо Фань и другие.
С момента выхода предыдущего фильма китайского режиссёра Дяо Инаня прошло целых пять лет. Тогда «Чёрный уголь, тонкий лёд» стал победителем Берлинского кинофестиваля, гарантировав тем самым повышенное внимание к следующему проекту постановщика, которым и стало «Озеро диких гусей», показанное уже в рамках Каннского кинофестиваля. Несмотря на пятилетний промежуток, обе картины довольно схожи друг с другом: перед нами опять мрачный Китай в антураже атмосферного нео-нуар и терпкая криминальная история, в которой вязнешь с самых первых кадров.
Дождливой ночью на станции какого-то провинциального китайского городка под яркой неоновой вывеской встречаются двое. Он – босс небольшой банды с внушительным шрамом на лице, скрывающийся от полиции и ищущий огонёк для своей сигареты. Она – уставшая от своей работы проститутка, у которой несчитанное количество проблем и одна зажигалка. Закурив, измученный Жу Ченон (Ху Гэ) просит у прожившей десяток жизней за одну Лиу Ай (Квай Луньмэй) о помощи, тут-то мы и узнаём через флэшбек, что с ним произошло на самом деле. Два дня назад на собрании кланов мафии, зарабатывающей кражей мотоциклов, где решалось, кому уходит какая территория, два семейства остались недовольны распределением. В итоге было решено устроить между ними «олимпийские игры по воровству»: какой клан за одну ночь сможет пригнать больше мотоциклов, тот и получит самый потенциально прибыльный район.
В «Озере диких гусей» прослеживаются, так или иначе, влияния сразу нескольких именитых кинематографистов – годаровская фатальность персонажей, атмосферность, присущая фильмам Кар-Вая, и работа с эстетикой криминального кино в лучших традициях Николаса Виндинга Рёфна. Начальная сцена с кражами мотоциклов – словно рёфновская современная версия «Похитителей велосипедов»: долгие молчаливые планы, минимум диалогов, неон как единственный источник света в кадре. Герои без единого слова и последовательно крадут мотоциклы, пока размеренное повествование не нарушает резкий всплеск насилия, начинающийся с декапитацией и завершившийся расстреливающим по ошибке Жу Ченоном патруль с полицейскими. Буквально по такому же рецепту Рёфн совсем недавно снял целый сериал или, если быть точнее, 14-часовой фильм «Слишком стар, чтобы умереть молодым».
Главу полиции, учинившей розыск главного героя по всей провинции, играет знаменитый китайский актёр Ляо Фань, которого в прошлом году мы могли увидеть в эпичной драме Цзя Чжанкэ «Пепел ― самый чистый белый». Однако Фань также снимался и в предыдущем фильме Дяо Инаня, за что получил пока свою самую значимую награду в карьере: «Серебреного Медведя» Берлинского кинофестиваля. Здесь же он далёк от первого плана, да и за весь хронометраж имеет от силы фраз 10, естественно, не помогающих раскрыть хоть с какой-нибудь стороны данного персонажа. «Озеро диких гусей» вообще кино не про персонажей или какую-нибудь из ряда вон выходящую историю. Сюжет в картине достаточно прост, не столь увлекателен как хотелось бы и далёк от какого-либо новаторства ― почти два часа экранного времени Жу Ченон пытается не угодить в лапы полицейских. Изюминка же фильма заключается в другом.
«Озеро диких гусей» ― это до мозга костей жанровое кино. Дяо Инань старательно работает в сторону того, чтобы его кино выглядело максимально кинематографично, создавая запоминающиеся мизансцены и экспериментируя с внутрикадровым пространством. Одним из самых врезающихся в память эпизодов (кроме обезглавливания мотоциклиста) является ночной флэшмоб танцующей под европейские хиты 90-х толпы людей в светящихся кроссовках на улице какого-то провинциального городка. Когда Инань переносит место действия с улицы, освященной тусклыми, но многочисленными фонарями, в кромешную тьму, то хоровод дюжины источающих неоновое свечение кроссовок превращает происходящее в стильное, отчасти фарсовое, световое шоу.
Затронув тему фарса, необходимо признать, что у «Озера диких гусей» гарантированы проблемы в родном китайском прокате. Китай славится своей жесточайше цензурой и, не задумываясь ни на секунду, отдаёт под нож любой фильм, в котором есть хотя бы тень критики в адрес их государства или же просто вызывающие сцены сексуального характера либо же чрезвычайного насилия. У Дяо Инаня есть это всё: ультра-насилие, провокационные сцены секса и критические комментарии в сторону государственного устройства собственной страны. Галерея персонажей фильма ― бандиты, проститутки, нищие и всяческого рода маргиналы, не поспевающие за ритмом развития индустриального Китая. Однако больше всего от Инаня достаётся полиции, которая здесь выставлена шайкой дилетантов, огромной толпой носящейся за одним-единственным человеком, разыгрывая комичные спецоперации (танцы в светящихся кроссовках на улице ― одна из них).
Дяо Инаню удалось в одном продукте скомпоновать одновременно и свой авторский почерк, и балансирование на тонком льду социальной критики, и эффектный криминальный триллер с нетривиально поставленным экшеном. Последнее ― а именно: драки, перестрелки, вспарывание кишок зонтиком ― лишь только добавляют картине баллов в создании её самобытного антуража. Пусть не все точки в итоге складываются в общий рисунок, что пытается написать режиссёр, «Озеро диких гусей» ― всё же примерный представительно атмосферного жанрового кино, способного сыскать мировое признание не только среди ценителей вязкого нео-нуара.
Вадим Богданов, InterMedia
«Морозко», «Приключения Электроника» и «Два капитана» названы лучшими фильмами для просмотра с детьми
В преддверии Международного дня защиты детей телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провёл опрос на тему, какие советские фильмы россияне точно посмотрят вместе с детьми. Для составления опроса редакция канала попросила зрителей посоветовать фильмы для трёх возрастных групп: 5–7, 8–12 и 13–16 лет. Затем отобрала десять популярных ответов в каждой категории и запустила голосование в социальных сетях.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 5–7 лет выглядит так:
1. «Морозко» (1964) — 55%.
2. «Приключения Буратино» (1975) — 51%.
3. «Сказка о потерянном времени» (1964) — 41%.
4. «Королевство кривых зеркал» (1963) — 36%.
5. «Золушка» (1947) — 33%.
Родители дошколят и первоклашек в первую очередь посмотрят с ними картину Александра Роу «Морозко» (55%). Снежная сказка, снятая в лесах Кольского полуострова, получила главный приз Венецианского фестиваля в программе детских и юношеских фильмов и подарила зрителям поистине культовые образы. Александр Хвыля, исполнитель роли Морозко, после выхода фильма стал главным Дедом Морозом страны и много лет радовал детей на кремлёвских ёлках. А Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу, перевоплощался в неё ещё в нескольких картинах и считается лучшей Бабой-ягой Советского Союза.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 8–12 лет выглядит так:
1. «Приключения Электроника» (1979) — 67%.
2. «Гостья из будущего» (1984) — 54%.
3. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) — 50%.
4. «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) — 48%.
5. «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974) — 41%.
Для просмотра с детьми 8–12 лет респонденты чаще всего выбирали «Приключения Электроника» (67%). Музыкальная картина Константина Бромберга, состоящая из трёх серий, вышла на телевидении в 1980 году и практически сразу стала одним из самых популярных детских художественных фильмов отечественного кинематографа. Песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова знали наизусть все советские дети. «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Мы маленькие дети» и другие шлягеры выпускались на пластинках большими тиражами непрерывно до 1991 года.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 13–16 лет выглядит так:
1. «Два капитана» (1976) — 62%.
2. «Вам и не снилось…» (1980) — 52%.
3. «Завтра была война» (1987) — 50%.
4. «Доживём до понедельника» (1968)— 49%.
5. «Розыгрыш» (1976) — 43%.
Лидером топа в этой возрастной категории стал сериал Евгения Карелова «Два капитана». Его советуют к просмотру с подростками и старшими школьниками 62% россиян. Поначалу режиссёра отговаривали, ведь хорошая экранизация популярного приключенческого романа Вениамина Каверина на тот момент уже была. Отстоял задумку сам писатель. Ему понравилась идея шестисерийной адаптации: так получится точнее перенести сюжет книги на экран.
Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняло участие 3 850 человек
Лучшие роли Анастасии Заворотнюк
Прощание с Анастасией Заворотнюк проходит в Москве 1 июня 2024 года. Gazetametro.ru вспоминает лучшие роли актрисы.
«Машенька» (1991)
Свою первую роль в кино Анастасия Заворотнюк сыграла, когда ей было 20 лет, в фильме "Машенька". Это экранизация одноимённого произведения Владимира Набокова, написанного им в Берлине в 1926 году. По сюжету главный герой Ганин в эмиграции вспоминает о своей первой любви к нежной и чистой девушке Машеньке.
Тогда ещё студентка Школы-студии МХАТ в своём первом интервью в карьере признавалась, что мечтала сыграть именно набоковскую Машеньку и даже проигрывала эту роль у себя в голове ещё до того, как ей предложили сняться в этом фильме.
Сериал «Моя прекрасная няня» (2004–2008)
Сериал, который стал адаптацией западного аналога, произвёл в своё время настоящий фурор и прославил Анастасию Заворотнюк, исполнившую роль неунывающей няни Вики Прутковской, приехавшей в Москву из Мариуполя за счастьем. Актриса про этот сериал ничего не слышала и не знала до того момента, когда ей позвонили продюсеры и предложили роль. Характерный украинский акцент, как признавалась Заворотнюк, она позаимствовала у коллеги по театру Олега Табакова и долго над ним работала. Цитаты няни Вики ушли в народ и даже её знаменитая походка "тыщ-тыдыдыщ".
«Код апокалипсиса» (2007)
Образ няни Вики крепко "приклеился" к Анастасии Заворотнюк, но она доказывала, что прекрасно смотрится не только в комедийном и романтическом амплуа. В 2007 году актриса сыграла суперагента под прикрытием в боевике, где её партнёрами стали Венсан Перес, Владимир Меньшов и Алексей Серебряков. По сюжету лучшие агенты ФСБ и ЦРУ пытались противостоять террористу, укравшему четыре ядерные боеголовки.
«Наследник» (2002)
В этом фильме Анастасия Заворотнюк сыграла в 22 года, когда ещё была начинающей актрисой, но картина почти 10 лет была в производстве и вышла только в 2002 году. Фильм рассказывает о бывшем секретаре обкома, который решил восстановить храм, хотя сам же когда-то и приказал его снести. У актрисы здесь эпизодическая роль, но запоминающаяся. Она играет дочку священника, которая приглянулась наследнику, сыну главного героя.
«Мамы» (2012)
В киноальманахе от студии братьев Андреасян Анастасия Заворотнюк исполнила роль телеведущей утреннего шоу Надежды Пушкарёвой, у которой на работе выдался неудачный день и которая получает поздравление от своего сына в эфире программы. К этой же роли актриса вернулась в продолжении картины – "Мамы 3".
Александр Дьяченко познает «Закон тайги»
Премьера сериала «Закон тайги» состоится на Пятом канале 2 июня 2024 года. Главную роль исполнил Александр Дьяченко.
Его герой Николай Устюжанин – полковник военной контрразведки. Из-за проваленной операции его отстраняют от работы в органах. Старый друг и сослуживец приглашает Николая возглавить лесное хозяйство в глухом приграничном районе. По дороге в лесничество неизвестные в масках совершают нападение на автомобиль главы района. Устюжанин понимает, что скучно ему тут не будет.
- Он же ведь охраняет лесные массивы нашей родины. А там же, чего только не происходит в этом лесу, - объясняет Александр Дьяченко. – Мой герой доходит от одной стены дома до другой и уже обязательно ввязывается в какую-то схватку со злом.
Должность местного лесничего в районе считается в прямом смысле расстрельной. Некоторые предшественники Устюжанина были убиты или бесследно исчезли. Полковнику придется столкнуться с браконьерами, незаконным предпринимательством, контрабандистами, черными копателями и коррупционерами в органах власти.
Появление нового человека в маленьком городе – всегда новость. Особенно, если это свободный мужчина. Поэтому дамы начнут охоту за его сердцем. Но это непростая задача.
- Я бы тоже ничего не имел против девушек, но мне сложно в них разобраться, - говорит Дьяченко. В поиске той самой единственной не хотелось бы потерять себя. Поэтому «идти по рукам» мой герой не намерен.
Показ в 12.15.