Юрий Эрикона: “Композитор? Таких профессий в нашем реестре нет”
Композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, член Союза кинематографистов РФ, Юрий Эрикона 17 декабря 2020 года празднует свое 61-летие. В преддверии этой даты он дал InterMedia не вполне праздничное интервью, в котором рассказал о проблемах российских творцов, в свете обсуждения готовящегося с 2017 года Закона о культуре.
Вы неоднократно заявляли, что статус творцов (писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д.) в России требует серьезного пересмотра, но при всей своей важности этот вопрос многие годы остается без должного внимания. Могли бы вы подробнее рассказать, что имели в виду, и как это связано с готовящимся Законом о культуре?
На мой взгляд, существует несколько важных аспектов, без решения которых шансы на создание адекватного закона, обеспечивающего развитие большого искусства в России достаточно призрачны.
Вот трагикомический сюжет для начала: некие предприниматели с сомнительными лицами и биографиями рассылают рекламу, печатают пригласительные и заказывают ресторан, чтобы отпраздновать премьеру будущего фильма, который, по их мнению, принесёт людям счастье. Всё бы ничего, но дело в том, что сценария, музыки и денег на фильм ещё нет. Кто актёр? Кто режиссёр? Вот так и здесь.
О каком законе о культуре может идти речь, когда творческие профессии, такие как писатель, художник, композитор, поэт, скульптор… - одним словом, творцы в разных областях искусства, которые чёрным по белому указаны в дипломах о высшем образовании, выданных лучшими творческими вузами СССР, - уже почти 30 лет отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)? Если сказать проще, то сейчас в нашей стране творцы даже на пенсию выйти спокойно не могут по причине их отсутствия в этом документе. "Нет таких профессий у нас в реестре, и весь ваш творческий трудовой стаж, который годами зарабатывался при существовавших в СССР творческих союзах, аннулирован", - говорят в Пенсионном фонде РФ.
Ещё более странно то, что за все эти 30 лет не было слышно, чтобы хоть кто-то где-то поднимал данную тему. Для непосвящённых читателей напомню: для того, чтобы зритель пришёл на спектакль (оперу, балет и др.) или в кино, кто-то сначала должен придумать и написать произведение, дать ему дальнейшее развитие. Некоторым людям кажется, что песни и всё остальное, что звучит по радио и ТВ, появляется само собой, или кто их исполняет, тот и автор. Увы. такое отношение к творцам со временем приобрело массовый характер. Слава Богу, что хотя бы некоторые действующие авторы смогли выстоять, защитить себя в эти чудовищные для них времена.
Нельзя не сказать и о следующем. С выводом многих творческих профессий из ОКПДТР произошло не только аннулирование трудового стажа после 1991 года. Творцов лишили государственного статуса, тихо и без шума переведя профессиональную деятельность в разряд хобби. Мгновенно тысячи людей лишились права на профессиональный труд по созданию произведений искусства, возможностей для правовой защиты и т.д. Это случилось одновременно со сменой статуса действовавших тогда профессиональных творческих союзов, которые многие годы являлись моральной и социальной поддержкой всего профессионального сообщества. Тогда же в стране произошла ещё одна, так сказать,“Операция Ы 2" - появился шоу-бизнес. Им подменили отлаженную по тем временам филармоническую деятельность.
Зачем надо было лишать творческие профессиональные союзы государственного статуса? Они объединяли создателей всей страны, открывали возможности для новых постановок балетов, опер, написания и исполнения симфонической, хоровой музыки, а также произведений самых различных современных направлений. Нужны были всего лишь оптимизация и реформы.
Государственное звание "Заслуженный деятель искусств РФ", которым чаще всего награждались именно творцы, тоже потеряло свой статус, его обладателей лишили какой бы то ни было социальной поддержки, в том числе прибавок к пенсиям.
С начала этого эксперимента в сфере культуры прошло уже 30 лет - это более чем достаточный срок, чтобы подвести итоги и констатировать полный провал, а также чтобы принять серьёзные корректирующие решения для спасения отрасли. Но последствия уже в любом случае необратимы: сколько не создано великих скульптур за эти годы? О скольких поэмах, романах, сценариях и либретто уже никто и никогда не узнает? А что с современными мастерами-художниками? Как они выживают все эти годы? Если уж кто-то от этого эксперимента и выиграл, то точно не культура.
Какими, на ваш взгляд, могут быть первые шаги по выходу из этой ситуации?
Вырисовывается единственное цивилизованное решение чудовищных противоречий и многочисленных проблем в жизни творцов - уважаемых миллионами россиян профессиональных писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д. Для начала конструктивного диалога о новом Законе о Культуре я бы предложил вернуть указанным категориям деятелей культуры и искусства профессиональный статус, а именно:
1. При начислении трудового стажа учитывать действительные в СССР статусы “Творческий работник” и “Деятель культуры и искусства”.
2. Обладателям звания "Заслуженный деятель искусств РФ" определить пенсионные надбавки на тех же условиях, что и для "Заслуженных артистов РФ" и "Народных артистов РФ".
3. Рассмотреть возможность возвращения творческим союзам государственного статуса и сопутствующих прав.
После урегулирования данных минимально необходимых положений, процесс работы над новым Законом о культуре, как мне кажется, мог бы получить новый импульс и обрести более взаимоуважительное, конструктивное и справедливое продолжение.
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.
Слэш вернулся к блюзовым корням в новом «звездном» альбоме
Релиз сольного блюзового альбома гитариста Guns N’ Roses Слэша «Orgy of the Damned» состоялся 17 мая 2024 года. Пластинка состоит из 12 треков, в основном, каверов, где сам музыкант исполнил партию гитары, а к нему в качестве инструменталистов и вокалистов присоединились самые разные звездные гости. В их числе Стивен Тайлер из Aerosmith, Билли Гиббонс из ZZ Top, Крис Стэплтон, Гэри Кларк-младший, Игги Поп, Крис Робинсон из Black Crowes и Брайан Джонсон из AC/DC. В записи также приняли участие сессионные музыканты: бывший клавишник GNR Тедди Андредис, басист Джонни Грипарик, с которым Слэш играл в группе под названием Slash's Blues Ball в конце 90-х в Лос-Анджелесе, и барабанщик Майкл Джером.
- Я блюзовый парень, — признался Слэш в интервью Billboard. -Это было основой моего стиля с тех пор, как я взял в руки гитару. Но все знают меня как парня из хард-рока. Хотя я всегда думал: «Боже, было бы здорово сделать такую пластинку», что-то вроде шутки просто для развлечения. Но у меня никогда не было на это времени .
Однако за последние пару лет Слэш, по его словам, «слушал много старых блюзовых пластинок и блюзовой игры на гитаре», и идея записать альбом становилась всё навязчивее:
- Это просто что-то веселое, от чего мне действительно нужно было избавиться, и я хотел хорошо провести с этим время. Я никогда не хотел, чтобы это была серьезная блюзовая пластинка. Все эти песни тут неспроста, они очень повлияли на меня с тех пор, как я был совсем маленьким, вплоть до недавнего времени.
В день релиза состоялась и премьера клипа на песню «Papa Was A Rolling Stone», вокалисткой в которой выступила Деми Ловато. Ролик состоит из кадров хроники 1960-70-х, а также видео с записи в студии.