Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

Артдокфест-2021: 7 лучших фильмов фестиваля

постер к фильму

Побитый, но не сломленный: вопреки переносам и запретам фестиваль документального кино «Артдокфест» всё-таки прошёл в Москве с 2 по 9 апреля 2021 года. Изначально смотр планировался осенью прошлого года, однако пандемия внесла свои коррективы в планы президента фестиваля, документалиста Виталия Манского. В итоге решено было перенести событие на апрель 2021-го из Риги в Москву и Санкт-Петербург. Но злоключения одного из самых смелых и свободных фестивалей в России только начинались: не успел закончиться показ фильма открытия, как Питер объявил, что тщательно распланированный и подготовленный семидневный праздник кино в их городе отменяется насовсем. Против Роскомнадзора, как говорится, не попрёшь.

В Москве дела обстояли чуть лучше – фестиваль всё же позволили откатать от и до, хотя не обошлось без неприятных инцидентов. Члены националистических организаций жаловались сначала на короткометражку «Родимое пятно», а затем и на полный метр «Дорога домой» — обе картины рассказывали о жителях Крыма, активистам не понравились упоминания в фильмах слов «аннексия» и «оккупация».

Две документальных ленты и вовсе пришлось снять с показа. Ими стали «Тихий голос» про сбежавшего из Чечни бойца ММА нетрадиционной ориентации и «Граница», повествующая о конфликте между той же Чечнёй и Ингушетией. А в последний день Виталий Манский подвёргся нападению одного из активистов прямо во время общения с журналистами. Никто, слава богу, не пострадал.

Тем не менее при всей политизированности контекста, в котором проводился фестиваль, его главным предметом обсуждения остаются всё же фильмы. Мы отобрали для вас семь прекрасных документальных работ, заслуживающих внимания.

«Расторгуев»

Режиссёр – Евгения Останина

Открылся «Артдокфест» фильмом-портретом выдающегося российского документалиста, жизнь которого оборвалась в 2018 году в ЦАР. Александр Расторгуев был человеком вселенского масштаба, умевшим добираться до самой сути и не боявшимся правды во всех её формах. Кинематографическая материя его работ указывала на бесспорный талант Расторгуева документировать жизнь какой она есть – без прикрас, со всеми её радостями и невзгодами, кристально чисто и беспристрастно. Многим он не нравился как человек (уж очень прямой, и упёртый он был) но мало кто мог устоять перед его фильмами.

Режиссёром документальной работы об Александре Расторгуеве стала его вдова – постановщица Евгения Останина, для которой, вне сомнений, создание этого фильма стало своего рода сеансом терапии. Она достаточно близко знала Расторгуева, чтобы не превратить документалку о нём в скорбную ленту, состоящую из сухих интервью современников. «Расторгуев» движется в двух направлениях: в первом мы в реальном времени наблюдаем за инсценировкой-расследованием убийства актёрами «Гоголь-Центра» в провинциальном городке, а во второй параллельно узнаём про жизнь и карьеру Расторгуева через его фильмы, его разговоры, его деятельность.

Оба направления сняты в лучших традициях самого Расторгуева: камера растворяется в происходящем, вылавливает незначительные на первый взгляд детали, остаётся до самого конца беспристрастной. Рассказывается о таких его работах, как «Гора», «Дикий, дикий пляж», «Срок», показаны сцены из фильма о фильме «Как я провёл этим летом» Попогребского и кастинга «Сталинграда» Бондарчука. Но двумя центральными эпизодами фильма, в полной мере раскрывающие взгляды ростовского документалиста на творчество и искусство, становятся жаркий спор Расторгуева с главным редактором «Сеанса» о фильме Германа «Трудно быть Богом» и его страстная беседа с создателями фильма «Киев/Москва».

Именно через эти, полные жизни, кадры ощущается вся невосполнимая утрата для отечественного кинематографа: Александр Расторгуев и при жизни сделал много, но вы только вдумайтесь, чего бы он мог достичь, если бы всё ещё был с нами. С осознанием этого становится совсем грустно.


«Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

Режиссёр – Александр Расторгуев

По одной славной традиции Виталий Манский ежегодно показывает на своём фестивале полную режиссёрскую версию «Дикого, дикого пляжа» длиною в пять часов. Раньше это был просто эксклюзив «Артдокфеста» (все гуляющие по сети версии – укороченные), но теперь превратилось в дань памяти Расторгуева, близкого друга и соратника Манского.

Пятичасовой «Расторгуев кат» — это самый близкий вариант экранизации «Божественной комедии», до которой смогло дорасти человечество. Очень живописная экскурсия по всем кругам ада, не покидая Туапсе. Несколько сюжетов пересекаются и образуют эпическую фреску, на которой изображён среднестатистический бюджетный русский турист, который берёт от своего отпуска всё. Кино остаётся волнующим по сей день, некоторые его эпизоды шокируют (как, например, с верблюдом), некоторые смешат, некоторые пугают. Расторгуев снимает людей так, что мы обязательно в них разглядим знакомых или, если готовы это признать, отыщем в них самих себя. Незабываемый кинематографический опыт.


«Котлован»

Режиссёр – Андрей Грязев

Ещё один по-настоящему драйвовый фильм — это документальная картина «Котлован» Андрея Грязева — работа в духе поздних фильмов Годара или Олега Мавроматти. Она полностью создана на пост-продакшене и собрана из роликов на ютубе. Обрывки новостных передач из первой части переходят в обращения граждан к президенту с разными просьбами: от починки фонаря (где блестящий молодой человек с экрана лапидарно объясняет, что один фонарь светит, а другой нет, и почему это является непорядком) до самых насущных проблем ЖКХ и прямых призывов уйти. Несмотря на «лоскутную» структуру повествования, в картине обнаруживается внутренняя событийная драматургия, которая для каждого зрителя конструируется в процессе просмотра.

Фильм демократически уравнивает все высказывания граждан, вплоть до самых невероятных (в одном из эпизодов группа людей из Томска посылает Путину письменное обращение, привязав его к воздушным шарикам цвета триколора), горизонтально располагая их по соседству, что ни в коем случае не обесценивает нужды гласа народа. Наоборот, это как нельзя лучше представляет художественный срез уникального и многогранного устройства коллективной русской души — широкой, непостижимой и парадоксальной... В ней так же, как и в «Котловане», страх встречается с абсурдом, а глубокие и важные темы, как проблема домашнего насилия, необходимость защиты природы, сменяемость и произвол власти, граничат с безумием, панком, исконно русским андерграундом. Финал картины лишний раз показывает, насколько художественной может быть сама реальность: якутский шаман-экзорцист Саша удаляется пешком в сторону Москвы с телегой в руках в компании пса, а люди за кадром радостно и искренне желают ему счастливого пути.


«Горбачёв. Рай»

Режиссёр – Виталий Манский

Несмотря на то, что «Горбачёв» шёл во время «Артдокфеста» каждый день, попасть на него было чрезвычайно трудно. У вашего автора квест с проходом в зал завершился тем, что меня лично Виталий Манский, режиссёр фильма и президент фестиваля, за руку провёл на раскупленный за несколько дней до премьеры показ. После такого смотреть кино было вдвойне приятно.

Хотя и без увертюр «Горбачёв. Рай» смотрится гладко и увлекательно. Кино представляет собой портрет-наблюдение за первым президентом СССР (в отличие от вышедшего двумя годами ранее дока Вернера Херцога «Встреча с Горбачёвым», где были только их беседы). Манский чаще слушает своего собеседника, а ещё больше – молчаливо наблюдает за ним в быту, как Горбачёв трапезничает, читает стихи, что-то упоительно напевает себе под нос. Разговор завязывается от начала политической карьеры бывшего лидера страны до судьбоносного решения распустить республики, даровав им независимость.

У Херцога Горбачёв предстал стареющим лидером великой державы, тут он, скорее, стареющий романтик и гуманист, в конце концов, куда ближе к понятию «обычный человек».


«Гаражане»

Режиссёр – Наталья Ефимкина

«Гаражане» — документальный фильм из конкурсной программы «Артдокфеста», исследующий закоулки русской души на Крайнем Севере. В качестве метафоры ее вместилища — гараж. В России — «намного больше, чем здание для парковки машины».

Украинский режиссёр с берлинским образованием (и финансированием) Наталья Ефимкина потрясающе организует пространство фильма. Сами гаражи она снимает статичной камерой с широким разрешением. Высококачественное цифровое изображение позволяет разглядеть мельчайшие детали и «растворяет» камеру. Эффект соприсутствия создаётся ещё и потому, что в фильме нет «говорящих голов», но зато есть живая речь (включая обсценную лексику), ненамеренные реакции и мимикрия жизни под художественное кино. Всё это складывается в уверенный постдок на локальном материале, наподобие недавнего фильма «Едоки картофеля» Дины Бариновой — участницы питерского фестиваля «Послание к человеку» 2019 года, где камера фиксирует жизнь, а жизнь формирует поэтику.


«Гунда»

Режиссёр – Виктор Косаковский

Одной из главных премьер конкурсной программы «Артдокфеста» 2021 стал показанный в прошлом году на Берлинского кинофестивале фильм «Гунда» документального режиссера Виктора Косаковского (автора «Акварели»). Это кино совместного производства Норвегии и США с исполнительным продюсером Хоакином Фениксом (он, как и автор, веганит и является ярым защитником прав наших меньших братьев).

Это чёрно-белое полотно и едва ли не первый фильм, решившийся на столь радикальную смену оптики: в качестве субъектов киноповествования здесь не люди, а животные. В центре внимания режиссера — свинское существование (Гунды и ее поросят), а также быт ее беззаботных соседей по ферме — кур и коров. В новой картине Косаковского нет ни человеческого голоса, ни саундтрека. Зато всё показываемое на экране запросто может считываться и как бесцельное, но кинематографическое наблюдение за животными, и как философская притча об эгоистическом сосуществовании человека с другими созданиями на одной планете, и как модель базовых семейных отношений, возможных не только в социуме, но и в природе, о которой мы часто забываем.


«Нерка. Рыба красная»

Режиссёры – Владислав Гришин и Дмитрий Шпиленок

Камчатка становится местом действия документального фильма, затрагивающего рыбную ловлю и жизнь в географической изоляции. Российскую картину «Нерка. Рыба красная», представленную во внеконкурсной программе «Артдокфеста», можно смело сказать одним из самых красивым документальным фильмом фестиваля. Работа Владислава Гришина и Дмитрия Шпиленка рассказывает о диком лососе юга Камчатки – озерновской нерке, создающей местный рай для рыболовов и всех животных и птиц. Большие бурые мишки ежедневно выходят за добычей, порой устраивая показательные поединки друг с другом прямо посередине неглубокого притока.

Однако полюбоваться живописной идиллией дикого мира – не единственная цель документалистов, они выносят на обсуждения важный экологический вопрос. Казалось бы, запасы нерки неограниченны – как источник пищи и дохода, она занимает главенствующую позицию в регионе. Но из-за человеческой жадности и безответственного отношения к природе, даже самые огромные запасы могут оказаться на грани исчезновения.

Вадим Богданов, InterMedia

«Морозко», «Приключения Электроника» и «Два капитана» названы лучшими фильмами для просмотра с детьми

предоставлено пресс-службой АО ЦТВ

В преддверии Международного дня защиты детей телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провёл опрос на тему, какие советские фильмы россияне точно посмотрят вместе с детьми. Для составления опроса редакция канала попросила зрителей посоветовать фильмы для трёх возрастных групп: 5–7, 8–12 и 13–16 лет. Затем отобрала десять популярных ответов в каждой категории и запустила голосование в социальных сетях.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 5–7 лет выглядит так:

1. «Морозко» (1964) — 55%.

2. «Приключения Буратино» (1975) — 51%.

3. «Сказка о потерянном времени» (1964) — 41%.

4. «Королевство кривых зеркал» (1963) — 36%.

5. «Золушка» (1947) — 33%.

Родители дошколят и первоклашек в первую очередь посмотрят с ними картину Александра Роу «Морозко» (55%). Снежная сказка, снятая в лесах Кольского полуострова, получила главный приз Венецианского фестиваля в программе детских и юношеских фильмов и подарила зрителям поистине культовые образы. Александр Хвыля, исполнитель роли Морозко, после выхода фильма стал главным Дедом Морозом страны и много лет радовал детей на кремлёвских ёлках. А Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу, перевоплощался в неё ещё в нескольких картинах и считается лучшей Бабой-ягой Советского Союза.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 8–12 лет выглядит так:

1. «Приключения Электроника» (1979) — 67%.

2. «Гостья из будущего» (1984) — 54%.

3. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) — 50%.

4. «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) — 48%.

5. «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974) — 41%.

Для просмотра с детьми 8–12 лет респонденты чаще всего выбирали «Приключения Электроника» (67%). Музыкальная картина Константина Бромберга, состоящая из трёх серий, вышла на телевидении в 1980 году и практически сразу стала одним из самых популярных детских художественных фильмов отечественного кинематографа. Песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова знали наизусть все советские дети. «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Мы маленькие дети» и другие шлягеры выпускались на пластинках большими тиражами непрерывно до 1991 года.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 13–16 лет выглядит так:

1. «Два капитана» (1976) — 62%.

2. «Вам и не снилось…» (1980) — 52%.

3. «Завтра была война» (1987) — 50%.

4. «Доживём до понедельника» (1968)— 49%.

5. «Розыгрыш» (1976) — 43%.

Лидером топа в этой возрастной категории стал сериал Евгения Карелова «Два капитана». Его советуют к просмотру с подростками и старшими школьниками 62% россиян. Поначалу режиссёра отговаривали, ведь хорошая экранизация популярного приключенческого романа Вениамина Каверина на тот момент уже была. Отстоял задумку сам писатель. Ему понравилась идея шестисерийной адаптации: так получится точнее перенести сюжет книги на экран.

Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняло участие 3 850 человек

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Лучшие роли Анастасии Заворотнюк

кадр из сериала

Прощание с Анастасией Заворотнюк проходит в Москве 1 июня 2024 года. Gazetametro.ru вспоминает лучшие роли актрисы.

«Машенька» (1991)

Свою первую роль в кино Анастасия Заворотнюк сыграла, когда ей было 20 лет, в фильме "Машенька". Это экранизация одноимённого произведения Владимира Набокова, написанного им в Берлине в 1926 году. По сюжету главный герой Ганин в эмиграции вспоминает о своей первой любви к нежной и чистой девушке Машеньке.

Тогда ещё студентка Школы-студии МХАТ в своём первом интервью в карьере признавалась, что мечтала сыграть именно набоковскую Машеньку и даже проигрывала эту роль у себя в голове ещё до того, как ей предложили сняться в этом фильме.

Сериал «Моя прекрасная няня» (2004–2008)

Сериал, который стал адаптацией западного аналога, произвёл в своё время настоящий фурор и прославил Анастасию Заворотнюк, исполнившую роль неунывающей няни Вики Прутковской, приехавшей в Москву из Мариуполя за счастьем. Актриса про этот сериал ничего не слышала и не знала до того момента, когда ей позвонили продюсеры и предложили роль. Характерный украинский акцент, как признавалась Заворотнюк, она позаимствовала у коллеги по театру Олега Табакова и долго над ним работала. Цитаты няни Вики ушли в народ и даже её знаменитая походка "тыщ-тыдыдыщ".

«Код апокалипсиса» (2007)

Образ няни Вики крепко "приклеился" к Анастасии Заворотнюк, но она доказывала, что прекрасно смотрится не только в комедийном и романтическом амплуа. В 2007 году актриса сыграла суперагента под прикрытием в боевике, где её партнёрами стали Венсан Перес, Владимир Меньшов и Алексей Серебряков. По сюжету лучшие агенты ФСБ и ЦРУ пытались противостоять террористу, укравшему четыре ядерные боеголовки.

«Наследник» (2002)

В этом фильме Анастасия Заворотнюк сыграла в 22 года, когда ещё была начинающей актрисой, но картина почти 10 лет была в производстве и вышла только в 2002 году. Фильм рассказывает о бывшем секретаре обкома, который решил восстановить храм, хотя сам же когда-то и приказал его снести. У актрисы здесь эпизодическая роль, но запоминающаяся. Она играет дочку священника, которая приглянулась наследнику, сыну главного героя.

«Мамы» (2012)

В киноальманахе от студии братьев Андреасян Анастасия Заворотнюк исполнила роль телеведущей утреннего шоу Надежды Пушкарёвой, у которой на работе выдался неудачный день и которая получает поздравление от своего сына в эфире программы. К этой же роли актриса вернулась в продолжении картины – "Мамы 3".

Источник: gazetametro.ru Фото: кадр из сериала "Моя прекрасная няня"
Теги: Анастасия Заворотнюк

Александр Дьяченко познает «Закон тайги»

предоставлено пресс-службой Пятого канала

Премьера сериала «Закон тайги» состоится на Пятом канале 2 июня 2024 года. Главную роль исполнил Александр Дьяченко.

Его герой Николай Устюжанин – полковник военной контрразведки. Из-за проваленной операции его отстраняют от работы в органах. Старый друг и сослуживец приглашает Николая возглавить лесное хозяйство в глухом приграничном районе. По дороге в лесничество неизвестные в масках совершают нападение на автомобиль главы района. Устюжанин понимает, что скучно ему тут не будет.

- Он же ведь охраняет лесные массивы нашей родины. А там же, чего только не происходит в этом лесу, - объясняет Александр Дьяченко. – Мой герой доходит от одной стены дома до другой и уже обязательно ввязывается в какую-то схватку со злом.

Должность местного лесничего в районе считается в прямом смысле расстрельной. Некоторые предшественники Устюжанина были убиты или бесследно исчезли. Полковнику придется столкнуться с браконьерами, незаконным предпринимательством, контрабандистами, черными копателями и коррупционерами в органах власти.

Появление нового человека в маленьком городе – всегда новость. Особенно, если это свободный мужчина. Поэтому дамы начнут охоту за его сердцем. Но это непростая задача.

- Я бы тоже ничего не имел против девушек, но мне сложно в них разобраться, - говорит Дьяченко. В поиске той самой единственной не хотелось бы потерять себя. Поэтому «идти по рукам» мой герой не намерен.

Показ в 12.15.

Фото: предоставлено пресс-службой Пятого канала
Теги: анонс показа, сериалы, Александр Дьяченко, Закон тайги
β 16+