Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

На «Радио России» обсудили выживание культуры в условиях пандемии: прогноз неутешительный

Екатерина Чичеткина/InterMedia; фейсбук участников программы

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов стал участником программы «Сигналы точного времени» «Радио России» 23 июня 2021 года.

Выпуск был посвящен выживанию сферы культуры в условиях пандемии. Помимо Евгения Сафронова, рассказавшего о ситуации в музыкальной индустрии и результатах исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020», в программе приняли участие генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и вице-президент Российского центра АССИТЕЖ Татьяна Боброва. Ведущими выступили Людмила Шаулина, Василий Белоусов и Алексей Певчев.

Алексей Певчев напомнил слушателям, что пандемия затронула абсолютно все сферы культуры. В книжной индустрии произведения стали активнее продаваться в цифровом формате. Концертная индустрия на время ушла в онлайн, потом произошло ее кратковременное возрождение, после которого вновь начались отмены концертов и фестивалей. Деятелям киноиндустрии приходится переносить премьеры фильмов. В непростой ситуации оказались и театры, которые лишены возможности полноценно функционировать и вынуждены проводить даже репетиции спектаклей онлайн.

– Действительно, в результате пандемии взбудоражена вся сфера культуры, – заявил Евгений Сафронов. – За 30 лет исследований InterMedia такого не было никогда. Самые серьезные экономические кризисы не били так ощутимо по этой сфере. Мы не можем даже предполагать, что будет в следующем году, а спрогнозировать ситуацию на пять лет вперед вообще невозможно.

Сейчас около 3 трлн рублей вращается в сфере культуры, и из них почти 2/3 приходится на онлайн – сетевую доставку произведений потребителю. А вот офлайновая, «живая» культура, которая до 2019 года непрерывно и заметно росла, в 2020-м показала падение с 1 трлн 300 млрд до 780 млрд рублей.

Онлайн-часть, еще раз подчеркну, несмотря ни на что, заметно выросла. Особенно высокие показатели роста у таких остромодных направлений, как стриминг видео и аудио – буквально в полтора раза. Они росли и раньше, но никто не ожидал столь серьезного скачка, количество зрителей и слушателей в онлайне выросло в 2–3 раза.

Важно заметить, что трендом последних десятилетий был постоянный и заметный рост культурных индустрий как в офлайне, так и в онлайне, даже зрелищная индустрия росла на 10–20% каждый год (то есть, удваивая показатели каждые 5–7 лет). Сейчас же мы видим падение на 30–40% в целом по зрелищным и 75–80% – по концертным индустриям. Зрелищные индустрии включают в себя как концерты, так и театры, цирки, другие шоу – множество направлений, которые очень похожи, но имеют свои особенности. В частности, индустрии театра и академических представлений базируются в первую очередь на бюджетном финансировании, а вот массовая концертная – на свободном предпринимательстве, это одна из самых рискованных областей в экономике, так как даже профессионалам непросто понять, соберет тот или иной артист зал или нет. А если даже и соберет, то он может стоить столько, что твоя прибыльность при стомиллионных оборотах составит 2–3%. Такие мероприятия планируются в течение нескольких месяцев, а по крупным проектам – несколько лет. Это практически невозможно в нынешних условиях.

Еще месяц назад мы были уверены в начале восстановления индустрии, но сейчас один за другим отменяются фестивали и концерты, предприниматели теряют сотни миллионов рублей. Ясно, что в ближайшее время ничего не восстановится, все придется начинать с нуля. Уточним: с момента полной победы над вирусом понадобится 1,5–2 года, чтобы вернуть зрелищные индустрии на уровень 2019 года, то есть, достичь оборота в 240–250 млрд рублей.

Вспомним: в 2014 году у нас было катастрофическое падение на 30–40% в связи с известными политическими событиями. После этого индустрия вновь начала уверенно расти, и к 2020-му мы ожидали восстановления до уровня 2013-го. У нас в истории вообще 13-й год является какой-то особой цифрой, поскольку все сравнения по XX веку отталкивались от 1913 года, сейчас же – от 2013-го. До него мы не успели дойти в 2020-м, хоть и планировали: в культурных индустриях более 3 трлн рублей было по 2019-му, а в 2020-м мы по предварительным расчетам не дотянули даже до трех.

Еще одной гранью проблемы является то, что мы лишены зрелищ, а это заметно ударило и по всем остальным направлениям, которые основаны на личном общении. В культурных индустриях ведь не только искусство, но еще и культурный досуг. Культурно-досуговые учреждения (в первую очередь – государственные) занимаются простыми видами развлекательной деятельности – и все они тоже прекратили работу. Большие проблемы сейчас у парков, библиотек, архивов, книготорговли, печатных СМИ.

На вопрос о том, возможно ли переключение потребителей на онлайн, Евгений Сафронов ответил отрицательно.

– Зрелища – один из древнейших видов культурной деятельности, они существуют ровно столько, сколько существует человечество как таковое, 45–50 тыс. лет они были неотъемлемой частью всех обществ. Стремление к ним никуда не денется, оно внутри человека, и как только ситуация позволит, посещаемость мероприятий тут же начнет расти. Я даже предположил бы, что зрелищные мероприятия после победы над коронавирусом – это вторая нефть. Другой вопрос, когда настанет эта победа? Никто не может предсказать.

Онлайн-направления, конечно же, бурно развиваются – но это просто другие направления искусства, они никогда не смогут заменить личное массовое общение людей.

Рассказал Евгений Сафронов и о судьбе сотрудников культурных отраслей.

– Нужно понимать, что деньги создателям произведений приносил именно офлайн – в онлайне развивать творчество невозможно, создателям это почти ничего не приносит, что связано с политикой крупнейших мировых корпораций. Изменений здесь в ближайшее время ожидать не приходится.

К сожалению, мы видим, что многие создатели – музыканты, актеры – уходят в другие направления. Это огромный удар по культуре, потому что вся отрасль держится вовсе не на деньгах, а исключительно на людях. Большая часть организаторов мероприятий, не говоря уже о творцах – это мелкий бизнес, ИП, у них нет подушек безопасности. Многие вынуждены искать другую работу, идти в курьеры. Вчера, например, в «Доме кино» Игорь Сукачев представил свой фильм «Праздник», снятый 20 лет назад, и рассказал о работе над новым кинопроектами. К сожалению, сейчас он не может выступать как музыкант, но в кино его активность значительно повысилась. Активность творческих людей переходит в иные сферы, где можно заработать – и это не просто диверсификация таланта, а нечто намного более грустное. Крайне неприятный пример: Алексей Кортнев вынужден был продать квартиру, потому что в отсутствие концертов не мог платить по ипотеке. Мы все действительно в очень сложном положении – к сожалению, поддержка от властей минимальна, они до сих пор не понимают важности зрелищной индустрии для общества.

Татьяна Боброва

О не менее серьезных проблемах, с которыми в пандемию столкнулась театральная сфера, рассказала Татьяна Боброва. По ее мнению, в этот непростой период театр продемонстрировал важный факт: мы все нуждаемся в живом общении. В пандемию зрители получили возможность ознакомиться с сокровищницей мирового театра, но качество съемки во многих российских театрах оставляло желать лучшего, к тому же онлайн-спектакли теряют самое главное – живого зрителя.

Стало понятно, что многие театры нуждаются в серьезной поддержке хотя бы для того, чтобы качественно снимать спектакли, – сообщила Татьяна Боброва. – Нуждаемся мы и в простой системе правильного оформления авторских прав, без чего невозможно легитимное попадание спектакля в интернет. Еще одна проблема – монетизация. Если у таких организаций, как Театр Камала из Казани, с монетизацией было все в порядке, так как они занимались онлайн-трансляциями давно, то, например, в Великом Новгороде пришлось ограничиваться донатами. Как это профессионально организовать, до сих пор не ясно. Зато пандемия дала мощный толчок для создания аудиоспектаклей и спектаклей-прогулок. Например, новгородский театр «Малый» решил выпустить в локдаун цикл аудиоспектаклей для детей и молодежи, и они оказались очень востребованными. Театр использовал произведения А.С. Пушкина из цикла «Болдинская осень», который и сам автор создавал во время своего рода локдауна. Так был открыт новый вектор – куда театр может развиваться дальше. Интересный опыт был и у МХТ им. А.П. Чехова, который предоставил зрителям возможность слушать записанные спектакли в приложении смартфона. Но проблема в том, что все театры открывались неравномерно и с разной долей разрешенной рассадки.

Неоднозначная ситуация, по наблюдениям Татьяны Бобровой, сохраняется и с театральными фестивалями. По ее прогнозам, они будут переходить в гибридную форму, сохраняя возможность и онлайн-, и офлайн-присутствия. Многие фестивали пришлось перенести на более поздние сроки, и пока нет гарантий, что они в итоге состоятся. Так что ни о каком планировании в этой сфере – так же, как и в ситуации с концертами – не может быть и речи. Аналогичная история и с международными программами из-за закрытых границ.

Евгений Капьев

Описывая ситуацию в книжном бизнесе в период пандемии, Евгений Капьев охарактеризовал ее как более стабильную, чем в зрелищной индустрии. Падение в этой сфере по итогам 2020 года составило порядка 10%.

– Мы испугались, потому что во многих странах мира в этот период книжный рынок даже вырос, – признался Евгений Капьев. – Оставалась возможность покупать книги онлайн, и были заменители. У нас же, к сожалению, не удалось заменить офлайн онлайном. При этом многие издательства признаются, что по итогам 2020 года показатели тоже выросли.

Огромное значение имеет такое качество как гибкость. В условиях кризиса это важная вещь – умение быстро переориентироваться на что-то новое. Так что есть надежда, что и к концу этого года книжный рынок покажет рост. Важно только грамотно менять темы книг, исходя из спроса. Так, в кризис вырос спрос на остросюжетную литературу – триллеры, причем обязательно с хорошим концом. По детективам и триллерам в «Эксмо» по итогам 2020 года был рост порядка 15%. А вот книги про здоровье просели, потому что они были не о тех диагнозах, которые интересовали людей в первую очередь. Заметен и рост аудиокниг, которые могут обогнать в ближайшее время электронные издания.

Подводя итог дискуссии, Евгений Сафронов рассказал о тех индустриях, которые могут рассчитывать в нынешних условиях на поддержку государства.

– С удовольствием выслушал выступление Татьяны Бобровой. Но обратите внимание на то, что она рассказывала о работе муниципального, т.е. бюджетного театра, – заметил главный редактор InterMedia. – Естественно, по всем бюджетным мероприятиям кризис тоже ударил сильно. Но будем честны: у бюджетной организации всё же есть подушка безопасности, 600 млрд бюджетных рублей, слава богу, продолжают выделяться. А вот предприниматели остались с проблемой один на один, и вряд ли это правильно с точки зрения развития общества. Безусловно, какая-то поддержка есть, но очень небольшая и неорганизованная, беспорядочная – как мы уже говорили много лет назад, эффективность её невысока. Мы сейчас в эфире не сможем перечислить даже сотую долю того, что нужно сделать – но уверен в том, что обязанность государства – обратить на это самое пристальное внимание.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia; фейсбук участников программы
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, культурная политика, Алексей Певчев, Радио России, Евгений Капьев, Татьяна Боброва

Дженнифер Лопес отменила тур, чтобы побыть с семьей

01.06.2024 16:14 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Дженнифер Лопес приняла решение отменить свой летний гастрольный тур по США. Эту новость певица и актриса сообщила 31 мая 2024 года в соцсетях.

- Я очень расстроена и опустошена тем, что подвела вас, — написала она. - Пожалуйста, знайте, что я бы не сделала этого, если бы не чувствовала, что это абсолютно необходимо. Я обещаю, что всё исправлю, и мы снова будем вместе. Я вас всех очень люблю. До скорого…

«This Is Me… Now The Tour» должен был ознаменовать возвращение Лоперс на сцену после пяти лет перерыва, а также стать частью промо-кампании ее альбома «This Is Me… Now» и одноименного документально-игрового музыкального фильма. Однако в апреле, на фоне сообщений о плохой продаже билетов, Дженнифер незаметно отменила несколько концертов и превратила оставшиеся в тур лучших хитов. Теперь и эти они не состоятся.

TMZ сообщает, что решение отменить оставшуюся часть тура Лопес было связано не только с невысоким интересом к нему, а скорее с ее желанием взять отпуск, чтобы побыть со своими детьми, семьей и близкими друзьями на фоне сообщений о супружеских раздорах с мужем Беном Аффлеком.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Группа «Сироткин» выпустила клип от автора «Майора Грома» в День защиты детей

01.06.2024 15:45 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Иван Гущин

Премьера клипа «Добрый злой» группы «Сироткин» состоялась 1 июня 2024 года – в День защиты детей. Автором видео выступил режиссер кинотрилогии «Майор Гром» Олег Трофим. Ролик рассказывает о проблеме нехватки внимания родителей к своим детям. Покинутые и лишенные поддержки, ласки в семье, равноправного диалога с «миром взрослых», юные сердца сбиваются с пути, сбиваются в стаю по дороге, откуда так сложно вернуться домой. В клипе содержатся цитаты и отсылки к роману Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Съемки проходили в Москве осенью 2021 года. На сменах было задействовано более 100 актеров и волонтёров. Мультипликационную часть создала компания Honk Fu с использованием микса трехмерной анимации и искусственного интеллекта. Над производством клипа работала команда FMT.Jetlag, известная своими клипами для российских и зарубежных артистов.

«Добрый злой» - это финальная часть триптиха о трудностях подросткового возраста, который режиссер и группа создавали последние шесть лет: в нее вошли также клипы «Выше домов» и «Кто у меня дома» из саундтрека фильма «Гром: Трудное детство».

Фото: Иван Гущин
Теги: клип, Олег Трофим, Сироткин

«Морозко», «Приключения Электроника» и «Два капитана» названы лучшими фильмами для просмотра с детьми

предоставлено пресс-службой АО ЦТВ

В преддверии Международного дня защиты детей телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провёл опрос на тему, какие советские фильмы россияне точно посмотрят вместе с детьми. Для составления опроса редакция канала попросила зрителей посоветовать фильмы для трёх возрастных групп: 5–7, 8–12 и 13–16 лет. Затем отобрала десять популярных ответов в каждой категории и запустила голосование в социальных сетях.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 5–7 лет выглядит так:

1. «Морозко» (1964) — 55%.

2. «Приключения Буратино» (1975) — 51%.

3. «Сказка о потерянном времени» (1964) — 41%.

4. «Королевство кривых зеркал» (1963) — 36%.

5. «Золушка» (1947) — 33%.

Родители дошколят и первоклашек в первую очередь посмотрят с ними картину Александра Роу «Морозко» (55%). Снежная сказка, снятая в лесах Кольского полуострова, получила главный приз Венецианского фестиваля в программе детских и юношеских фильмов и подарила зрителям поистине культовые образы. Александр Хвыля, исполнитель роли Морозко, после выхода фильма стал главным Дедом Морозом страны и много лет радовал детей на кремлёвских ёлках. А Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу, перевоплощался в неё ещё в нескольких картинах и считается лучшей Бабой-ягой Советского Союза.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 8–12 лет выглядит так:

1. «Приключения Электроника» (1979) — 67%.

2. «Гостья из будущего» (1984) — 54%.

3. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) — 50%.

4. «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) — 48%.

5. «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974) — 41%.

Для просмотра с детьми 8–12 лет респонденты чаще всего выбирали «Приключения Электроника» (67%). Музыкальная картина Константина Бромберга, состоящая из трёх серий, вышла на телевидении в 1980 году и практически сразу стала одним из самых популярных детских художественных фильмов отечественного кинематографа. Песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова знали наизусть все советские дети. «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Мы маленькие дети» и другие шлягеры выпускались на пластинках большими тиражами непрерывно до 1991 года.

Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 13–16 лет выглядит так:

1. «Два капитана» (1976) — 62%.

2. «Вам и не снилось…» (1980) — 52%.

3. «Завтра была война» (1987) — 50%.

4. «Доживём до понедельника» (1968)— 49%.

5. «Розыгрыш» (1976) — 43%.

Лидером топа в этой возрастной категории стал сериал Евгения Карелова «Два капитана». Его советуют к просмотру с подростками и старшими школьниками 62% россиян. Поначалу режиссёра отговаривали, ведь хорошая экранизация популярного приключенческого романа Вениамина Каверина на тот момент уже была. Отстоял задумку сам писатель. Ему понравилась идея шестисерийной адаптации: так получится точнее перенести сюжет книги на экран.

Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняло участие 3 850 человек

β 16+