НИКОЛАЙ НОСКОВ — "ДЫШУ ТИШИНОЙ"
Релиз диска состоялся в октябре.
В свое время Николай Носков вызывал у некоторых слушателей восторг уже тем, что не стал прятать свою не самую благозвучную фамилию за блестящим псевдонимом. Потом народ стал тыкать пальцами и восторженно кричать: "Во, голосина-то! Чо творит-то, а!" Самые образованные понимающе ухмылялись и припоминали группу "Москва" и песни Давида Тухманова. С 97 года Носков предпринял несколько попыток протолкнуть хорошо сделанную поп-музыку на грани рока на отечественный рынок. Радиостанции играли "Я не модный" (это правда), "Я тебя люблю" (утверждение из банальных, но вечных), "Паранойя" (это заболевание к содержанию песни не имеет вообще никакого отношения) и др. Результаты получались несколько вялыми. То есть, конечно, были и концерты, и видеоклипы, и даже награды какие-то, помнится, мелькали. Но было абсолютно непонятно, какую же, собственно, аудиторию обслуживает певец.
Нынче сделан большой шаг, более четко обрисовавший его предпочтения. "Дышу тишиной" — альбом романсов, баллад и хорошо темперированных опусов в исполнении собственно Николая, небольшой группы музыкантов с привычными электрическими инструментами и академического камерного оркестра Musica Viva, причем последний из всех перечисленных выполняет наиглавнейшую функцию. Иными словами, подался Николай в некую область, лежащую на границе эстрады и классики. Область эта — место весьма загадочное, поскольку туда периодически заносит самых разных типажей (пару раз был замечен даже Боно из U2). Ориентироваться там сложно, легко напортачить такого, что вовек не отмоешься. Кажется, к Носкову это не относится.
Его вокал, конечно же, далек от академического, но вся прелесть релиза вовсе не в соответствии каким-то канонам или даже ожиданиям: дело в обаянии Носкова и умении владеть интонацией. Именно последнее его качество наилучшим образом отразилось в романсах на стихи всевозможных классиков (от Гумилева до Пастернака). Правда, временами что-то происходит в настройках связок, и тогда из динамиков доносится полушепот, очень похожий на киркоровский. К счастью, таких моментов мало. Самая же приятная часть альбома — те несколько песен, которые могут быть отнесены к "хорошо темперированным". Здесь электрогитара и ударная установка находятся примерно на одном уровне со струнными и духовыми, ритм-секция раскачивается в босса-новах, фанки-грувах и натуральном диско. Атмосфера песен мигом переходит из слегка замороженной — классической к теплой и рельефной — семидесятнической. Песня "В рай" (на стихи, кстати, Г.Гейне) вообще сначала была принята за творение Давида Тухманова времен "По волнам моей памяти", и лишь надпись на вкладыше, утверждавшая, что все сделал сам Н.Носков, развеяла сомнения. Так что эксперимент в таинственной области, где смыкются поп-исполнители и академические оркестры, у Николая Носкова удался. А у тех, кто имеет привычку слушать новые альбомы российских исполнителей, внезапно затеплилась надежда на то, что однажды Николай забьет на вымороченную конъюнктуру и забацает альбом (а то и два) настоящих дисковых и фанковых вещей.
Владимир Боровой
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia