«НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» — "ЧЕРНОСЛИВ И КУРАГА"
Релиз диска состоялся в октябре.
Не надо обольщаться: "Несчастный случай" никогда не был, не есть и не будет группой для массовой аудитории. Песня "Генералы песчаных карьеров" — проклятие этой достойной команды и погоды не делает. Та музыка, которая выходит из-под ее инструментов уже в течение пятнадцати лет, безусловно, имеет своего постоянного потребителя и поклонника. Рассчитывать на резкое расширение аудитории г-н Алексей Кортнев, главный по несчастным случаям и оказиям, похоже, давно перестал.
Такое трезвое восприятие положения вещей, как это ни парадоксально, наихудшим образом отразилось на материале, представленном командой на новом альбоме. Но, чтоб вы не подумали, что все плохо, ужасно, отвратительно и бесповоротно, давайте немного расслабимся, проведем на дороге жирную меловую черту и расставим по обе стороны этой черты все, что в этом альбоме хорошо (слева или во-первых) и плохо (справа или во-вторых).
Итак, во-первых: у "НС" по-прежнему великолепное чувство юмора. И насчет текст написать, и насчет поприкольнее исполнить. Причем все очень грамотно и дозированно — "Ляпису Трубецкому" так не суметь, даже если он очень сильно напряжется и перестанет постоянно апеллировать к партизанскому прошлому. Очень порадовали также исследования в области современного джаза, фанка и прочих актуальных направлений музыки. Ну и прочие фишечки, которые регулярно появляются при оформлении альбомов, как то: заглавный и финальный треки (не буду объяснять, что там такое — сами послушайте и решите), комментарии к песням, тексты со всеми прикриками, воплями и глубинными урчаниями, зафиксированными добуквенно.
А вот теперь наступает жуткий момент говорения "во-вторых", и от этого не отвертеться даже под девизом большой-пребольшой любви к команде "Несчастный случай". Поскольку альбом разочаровывает. Даже нет: обламывает. Самая обломная песня, конечно, "Про Катю". Хуже ничего просто придумать нельзя. Группе "Руки вверх!" можно простить написание сиквелов к самым раскрученным боевикам. Потому что спрос с них небольшой. А с "НС" спрос всегда был нехилый, поэтому "Что ты имела-2" вызывает чувство тотальной обиды и неудовлетворимой злобы. Следом с наглой улыбкой марширует "I Любовь You" — надуманная, неотличимая от восьмисот тридцати двух подобных же спекуляций на тему любви недоумка из глубокой провинции к голливудской знаменитости. Недоумение от встреч с этими перлами растет по экспоненте, и скоро начинаешь подозревать "НС" в каком-то извращенном упрощении либо тайно вынашиваемой лени — когда основная часть материала пишется между прочим, и к особенным изыскам, за какие всегда дядю Лешу Кортнева и любили, более никто не стремится.
Диск завершается "Курагой". Дожевывая полезный фрукт, хоть и попорченный изрядно сушкой и небрежным хранением, понимаешь, что тебя не то надули, не то с кем-то спутали. Преисполненный недоумением, вынимаешь из "музыкального набора" четыре песни и, поигрывая ими в кармане, удаляешься восвояси. В твоей душе укрепляется вера в то, что настоящий "НС" закончился на "Межсезонье", а дальше началась китайская подделка.
Владимир Боровой
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia