НИКОЛАЙ БАСКОВ – «ПОСВЯЩЕНИЕ… НА БИС!»
Диск предоставлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в ноябре.
Кому нравится Николай Басков? Безусловно, людям пожилого возраста: молодой, аккуратный, воспитанный, матом не ругается и задницей не крутит. Еще Баскова любят молодые девушки, желающие выпендриться: «Такой хорошенький, не чета примитивным попсовикам и грязным рокерам!». В плюсы Баскова можно отнести и «плакатную» внешность, и наличие поставленного голоса, и принадлежность к высшим сферам искусства. Он заполнил вакуум, одним напомнив времена оперных кумиров Шаляпина или Собинова, другим – помпезную советскую эстраду, третьим – Доминго сотоварищи.
Теперь о том, что же во всем этом плохого. Николай Басков изначально подавался как оперный актер, но несмотря на глубокие русские оперные традиции, получив Николая Баскова, мы наконец-то… нагнали мировой шоу-бизнес. Так что, товарищи патриоты, в этом феномене все признаки «западничества». Он появился не для пропаганды «высокого», а для эстрадного пользования - для стадионов, клипов, раскрутки. Николай Басков есть продукт промоушна: вероятнее всего, приятных юношей с голосом в Консерватории и Гнесинском училище навалом. Но именно Николаю выпал счастливый билет.
Пока звучат тексты на итальянском, все еще более-менее сносно. Когда же Николай Басков с легкой руки авторов под фамилией Мясниковы переходит на русский язык, начинается кошмар. Судите сами: «О, любовь/Ты одна бессмертна/О светлый миф/И свет в ночи призывный» или «Море небо целует, это прощания час/Яркая падает звездочка за горизонт/Легкий бриз пробегает, как ты, незаметно/И месяц молодой растаял, словно призрак». Эти тексты ничем не лучше худших образцов популярной музыки, потому что это явные «кальки» - переводы на плохом русском, «лишь бы в размер попадало». Они наполнены одними только штампами: свершение – мгновение, люблю – пою, любила – не любила, море – порою – луною – кормою – тобою - двое. Еще автор «Евгения Онегина» высмеял подобные рифмы, а это было почти в прошлом тысячелетии. Всегда удивляла у «больших артистов» подобная выборочная скупость: тратить деньги на рекламные статьи с канувшими в советскую лету подписями типа «И.И.Иванов, музыковед» и пожалеть «бабок» на хороших текстовиков?! В результате, пробиваясь через эти убогие тексты, Николай Басков совсем надрывает связки и кричит, что есть мочи: без чувств, без эмоций, как музыкальный автомат. Красивый бэк-вокал только усиливает ощущение разрыва формы и содержания, а когда дело доходит до цыганской песни «Что-то грустно» в техно-аранжировке, то эффект «искусственности» происходящего достигает апогея. Так что на следующем треке «O Sole Mio» уже точно осознаешь, что из двух исполнителей этого бессмертного произведения новое поколение выберет Зайца из «Ну, погоди!»: он-то голосил от души, хотя в Гнесинках и не учился.
Екатерина Алексеева
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia