"ТАНЦЫ МИНУС" - "ТЕРЯЯ ТЕНЬ"
Велик соблазн был написать рецензию на диск, его не слушая, а потом все-таки зарядить его в проигрыватель, прослушать и сверить, что называется, научные выкладки и эмпирические показатели. Но потом случилось непредвиденное - позвонил знакомый (большой ценитель творчества г-на Петкуна, к слову) и между делом сообщил, что очень рекомендует его новый альбом. Короче, пришлось слушать. Хотя, как выяснилось, можно было и обойтись.
Итак, г-н Петкун, не отступая ни на шаг, продолжает пропагандировать идеи, найденные еще на заре творческой деятельности. Подобное упорство заслуживало бы исключительно лестной оценки, если б идеи не были столь подержанными и вторичными. Музыкальный секонд-хэнд, возведенный в принцип, начинает раздражать гораздо раньше, чем наступает восхищение незыблемой творческой позицией. "Танцы минус" - все те же радикальные формалисты по виду и беспомощные эпигоны по сути. Первые восемь тактов практически любой песни внятно дают понять, что если б не Oasis, Verve и Pulp - "Танцы минус" вряд ли родились. Либо стали бы панками - что, возможно, еще хуже.
Со стихами г-н Петкун по-прежнему заморачивается в минимальной степени - рифмы могут быть либо весьма приблизительными (на уровне местоимений "его - еЈ"), либо затасканными. Темы текстов - все так же расплывчаты и пролюбоф. Ничуть не лучше "Рук вверх!" - только тупой оптимизм заменен на димедроловую депрессию. Попытки найти свежие метафоры все так же упираются в закат, который "похож на таракана".
С музыкой - те же, извините, яйца, только в профиль: снова "Руки вверх!", но в парадигме формата "Нашего радио". Треки с третьего по пятый выполнены в одной тональности - ми минор. Если кто не в курсе - это блатной (он же - "дворовый") аккорд намба ван. В общем-то, подобное потянуло бы на эдакий постмодернистский ход, но надо было тогда хотя бы первую половину целиком в одной тональности выполнять. Или весь диск. А так - ни в борщ, ни в Красную армию.
При этом сказать, что ничего положительного на альбоме нет, тоже нельзя. Г-н Петкун - способный малый, и временами прыгает выше головы: песня "Из Ленинграда" достойна если не аплодисментов, то одобрительного хмыканья. Самокритика удалась. Композиция "Ты далеко" вырывается за своеобычные любовные банальности и, пожалуй, просто симпатична. А вот цоевская "Не современно" в исполнении "Танцев Минус" прозвучала так, будто ее поет самодеятельная в последней стадии группа. Или это так было задумано?
Вообще же новый диск "Танцев" - особенно на фоне новостей о роспуске/созыве группы, съемках Петкуна с Пугачевой и прочего пи-ар-барахла - попахивает грандиозным надувательством. А что? Натурально: г-н Петкун, тертый калач и арт-директор престижного клуба, решил, что можно особенно не напрягаться, выпустить альбом, написанный с лошадиной дозой лени и пофигизма, состричь купоны, а на все ругательные статьи (наподобие этой) тихо смеяться в своем теплом уголке и знать про себя, что ничего большего "Теряя тень" и не заслуживает - поэтому можно не обижаться.
А что слушатель? А слушатель схавает. Не впервой.
Владимир Боровой, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia