«КУКРЫНИКСЫ» - «РАСКРАШЕННАЯ ДУША»
В семье ГоршенЈвых роль урода добровольно взял на себя Михаил, 1973 года рождения, солист группы «Король и шут». Чего стоит одно его прозвище Горшок. А ведь Миша еще отличается устрашающей беззубой улыбкой, всклокоченным хайром, безумным взглядом и неадекватным поведением. Вы когда-нибудь видели, как Горшок дает интервью? Обхватив голову руками и заняв позу похмельного роденовского мыслителя, ГоршенЈв-старший скорбно смотрит на корреспондента, внезапно выдавая ругательства в адрес попсы и нервные тирады по поводу собственной персоны. Добавим сюда пение глумливым баритоном и репертуар «Короля и шута» - сплошные зловещие сказочки, изобилующие черным юмором, - и образ урода из пословицы завершен. Причем это вряд ли имидж, потому что Горшок ведет себя так всегда и везде, не тратя времени на попытки казаться нормальным человеком.
Младший брат Михаила Алексей, 1975 года рождения, солист группы «Кукрыниксы», совсем другой. Несмотря на фамилию, Алексей носит прозвище Ягода. Странная кликуха, даже создается ощущение, что он ее специально придумал - у брата, мол, погоняло оскорбительное, а у меня будет прилично-нейтральное. Зубы у Алексея все на месте, прическа аккуратная (особенно по сравнению со старшим братом), говорит спокойно, впечатления безумца не производит. Песни пишет серьезные, с претензией на философию, никаким сказочным юмором там и не пахнет. В общем, хороший мальчик, положительный, не то что брательник.
И только одно объединяет родственников ГоршенЈвых. Голос. Голоса у братьев абсолютно идентичны. Думаю, многие до сих пор считают, что песню «По раскрашенной душе» исполняет «Король и шут», и удивляются, почему в тексте нет ни леших, ни ведьм. Не знаю, есть ли в семействе еще сыновья, но остальных братьев следовало бы распределить между другими музыкальными стилями. Третьего отправить на эстраду петь задушевным баритоном любовную лирику, сводящую с ума домохозяек. Четвертого определить в оперу, хотя исполнять заглавные партии с такими данными вряд ли позволят, но вспомогательные - пожалуйста. Пятого отправить в джаз, шестого в танцевальную попсу. И тогда поклонники разных жанров будут все время слушать один и тот же горшенЈвский голос, только в разных музыкальных оболочках. Веселая перспектива.
А пока известных братьев только двое, прелести клонирования испытывают на себе слушатели «Нашего радио», покровительствующего и «Королю», и «Кукрыниксам». Голоса ГоршенЈвых звучат там часто, сменяя друг друга. Младший брат сейчас в чуть большем фаворе, чем старший. Во-первых, у «Кукрыниксов» новый альбом. Во-вторых, этот альбом представляет собой квинтэссенцию формата «Нашего радио», среднее статистическое русского рока 2002 года. Энергичные гитары, уверенный (и знакомый) вокал, доступные, но не тупые тексты («Я слишком долго не держал/В руках победы и ножа/Я слишком мало себя знал/И оттого я так устал»), несколько хитов для фанатского пения («По раскрашенной душе», «Дороги», «Жадное море», «Не беда»). Младший брат вновь поступил как пионер-всем-ребятам-пример, выполнив заданную работу аккуратно и качественно. Только вот статистическое у русского рока 2002 года уж больно среднее.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia