"НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" - "ЦУНАМИ"
Видимо, нужно напомнить, что бОльшую - пока - часть своей карьеры "Ночные снайперы" провели в глубоком андеграунде. Пару лет назад ситуация изменилась: к огорчению немногочисленных посвященных, музыка "Снайперов" стала общедоступной. Переход в большой шоу-бизнес дался девицам Диане и Светлане нелегко, что сильно чувствовалось в альбоме "Рубеж" - нервном и неровном. Эти трогательные перепады во многом и определили счастливую судьбу первой пластинки. Диск "Цунами" совсем не таков. Едва ли не каждая песня с него может стать хитом - скорее всего, так и произойдет, - но только если выбрасывать их в эфир по одной. Композиции сильны и профессиональны; они свидетельствуют о том, что группа поняла и приняла правила игры и согласилась поработать звездой рок-н-ролла. Но когда слушаешь эти вещи одну за другой, стабильность и ровность репертуара нынешних "Снайперов" оборачивается предсказуемостью.
Все песни "Цунами" написала Диана Арбенина. Времена двойного лидерства миновали: Светлана Сурганова сначала лишилась права голоса, а потом - уже после презентации нового диска - ушла из группы совсем. Для старых поклонников уход скрипачки означает распад дуэта "Ночные снайперы". Для тех, кто полюбил группу за последние два года, он означает лишь юридическое закрепление давнего фактического лидерства Арбениной. Диане совершенно не стоило твердить во всех предрелизных интервью, что "Цунами" - ЕЕ альбом, ею выстраданный, рожденный и воспитанный. Это и так слышно в каждой ноте. Угловатая харизма, резкость суждений, рубленые фразы, - черты, составляющие арбенинский имидж сильной, даже где-то мужественной дамы, - дословно экстраполируются в сегодняшнюю музыку "Снайперов", и прощальные переливы сургановской скрипки уже не могли ничего изменить. "Цунами" до краев заполнен личными мыслями, поступками, депрессиями, истериками солистки. Это настолько альбом Арбениной, что кажется - он сам пошлет куда подальше любого критика, если будет не в духе.
Хорошо это или плохо - каждый решит для себя. По мне - однополярность объективно обедняет группу, из системы координат которой исчез важный противовес. Сильная женщина самовыражается сильно, но однообразно. В ответ на вопрос: "А что сейчас играют "Ночные снайперы"?" - можно наугад заводить любую из первых пяти песен. Впрочем, скоро "Пароходы", "Катастрофически", "На границе", "Д.р." и "Цунами" понесутся из эфира, не дожидаясь вопросов. К середине диска "снайперизм" Арбениной становится чуть менее "могуч, горюч и дерзновенен": "Розы" и "Время года зима" неприятно попахивают кабаком, а следующие треки выдают в снайперше внимательную слушательницу Бутусова и Земфиры. "Охота на волчат" заставляет прямо-таки встрепенуться, услышав что-то доброе, знакомое - проигрыш из "Шара цвета хаки"! "Черное солнце" тоже теребит труп "Наутилуса Помпилиуса", напоминая на сей раз композицию "Джульетта". Припев "Dance Me" содержит прямую текстовую цитату из Жанны Агузаровой, а отрывистое "дуэтом" произносится в манере Земфиры. Настроением "девочки-скандала" пронизаны и "Африки". А бравурно-юбилейная "Питерская" органичнее бы смотрелась на сборнике "Музыканты - 300-летию Санкт-Петербурга". Возможно, поэтому вторую часть "Цунами" слушать интереснее - она доказывает, что Диана Арбенина не является безошибочным прямолинейным киборгом.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia