ЖАННА ФРИСКЕ — "ЖАННА"
Когда Жанна Фриске уходила из "Блестящих", одна острая на язык девушка сказала: "Вот и хорошо, а то она все больше напоминает маму остальных "блестяшек". У представительниц прекрасного пола, как вы знаете, своя логика, а также особые представления о женской солидарности. Мы же, мужчины, восприняли уход Жанны в сольный полет с энтузиазмом, но по другим причинам. Когда смотришь в клипе на четырех легко одетых девушек, внимание как-то рассеивается: можно запутаться в мельтешении ног и грудей и пропустить момент, когда г-жа Фриске раздвигает ноги (да, ролик "Чао, бамбино!" до сих пор не забыт!). Теперь же ничего не пропустишь: в образе секс-богини-единоличницы Жанна чувствует себя естественно, как рыба в воде — нам на радость. Свои достоинства она подчеркивает так умело и напористо, что недостатки Жанниной внешности, на которые вам охотно обратит внимание любая дама, просто некогда замечать.
Примечательно, что с "Блестящими" Фриске рассталась без скандала и даже продолжила работать с теми же продюсерами. При этом она сильно рисковала остаться без хитового репертуара, поскольку "блестящий" композитор Андрей Грозный выпекает запоминающиеся песни немного реже, чем требуется сверхактуальному поп-проекту — а тут проектов стало два. У Жанны были все шансы остаться такой поп-тусовщицей, которую охотно зовут для украшения презентаций и телепередач, но с трудом вспоминают ее первую маловнятную композицию "Лечу в темноту". Настоящим подарком судьбы стала песня Андрея Губина "Ла-ла-ла", от исполнения которой отказался, кажется, Киркоров. Мало того, что от Жанниного платья в клипе не можно глаз отвесть — так это произведение отлично воспринимается и без всякого клипа! Уж не знаю, во сколько раз поднялась после появления этой песни стоимость выступления певицы Жанны Фриске, но одна "Ла-ла-ла" стоит всех двадцати клипов Жасмин, лучшей певицы по версии MTV (Земфиру оставим в скобках, сделав вид, что речь идет исключительно о поп-музыке). Следом появился еще один хит, "Где-то летом" - он немного пожиже, но куда там иностранским мелодистам тягаться с нашим Губиным? А потом вышел и дебютный сольный альбом "Жанна".
Про него нужно сказать следующее. Это хороший диск, потому что на буклетных фотографиях Жанна предстает в новом платье, для изготовления которого не было использовано ни одного куска ткани. А еще потому, что в пластинку вошли "Ла-ла-ла" и "Где-то летом". Успех "Ла-ла-ла" не остался незамеченным ди-джеем Грувом, который сделал юмористический ремикс. Чувство юмора у Грува, конечно, своеобразное, но ни дополнительные "ой" и "нах-нах-нах", ни сопровождающее строчку "ты смеялся, как ребенок, как дитя" здоровое мужское ржание, песню не испортили. Остальные треки написал Андрей Грозный, и они мало чем отличаются от стандартного содержания любого диска группы "Блестящие". Некоторый хитовый потенциал есть, пожалуй, только у песни "Загадаю я", а прочие служат лишь в качестве наполнителя. Впрочем, это обычная практика в поп-музыке. О голосе Жанны Фриске тоже не хочется говорить ничего плохого, хотя без помощи бэк-вокалисток она не обошлась ни в одном треке. Нормальный голос, что там говорить. А уж в сочетании с такими платьями он и вовсе кажется очень приятным.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia