ЛИНДА — "ПОЧТИ БЛИЗНЕЦЫ"
Сборник лучших песен Линды — хороший повод поразмышлять о ее феномене. Девушка с самого начала своей карьеры стояла отдельно от любых тусовок — даже тогда, когда с нелегкой руки продюсера Юрия Айзеншписа едва не стала попсовой певичкой (этот факт ее биографии помнят только самые въедливые архивариусы). Затем были песни Максима Фадеева — много песен, которые с удовольствием слушаются по сей день и становятся основами таких вот компиляций. Еще всегда были потусторонний имидж и отсутствие финансовых проблем. Объединившись, эти три фактора определили счастливую судьбу странного проекта, который не мог бы состояться, если из формулы было бы вычтено любое слагаемое. Имидж — необычный, спору нет: яркая, трепетная девица неопределенного возраста и трудноуловимой внешности, к тому же почти не поющая. Но мало ли подобных фриков ходит по московским клубным заведениям? Почти неограниченные денежные возможности — отличное подспорье, да. Но папы и любовники, делая подарки любимым дочкам и партнершам, чаще предпочитают вкладываться не в качественную музыку, а в стандартные тривиальные песенки про любовь, которые забываются сразу после того, как спонсор натешится зрелищем под названием "мою девочку показывают в клипе по телевизору". Да и музыка Фадеева не обладает неоспоримой, сразу намертво вцепляющейся хитовостью: будучи небанальной (поздние опыты, в которых он не избегает самоповторов, сейчас не в счет) и в хорошем смысле этого слова навороченной, она нуждается в оплаченных ротациях. Когда все совпало — качественные песни, нестандартная певица и навязчивое телевдалбливание, - случилось явление Линды. Воспитанное на русском роке поколение меломанов как могло сопротивлялось странной музыке и долго не могло смириться с пискляво-пошловатыми строчками "мало-мало-мало-мало-мало огня, я хочу еще немного больше, мало-мало-мало-мало-мало огня, разрешаю, это значит можно". Но Фадеев не сдавался, а деньги не кончались — после "Вороны", "Марихуаны" и "Никогда" сопротивление стало бесполезным: Линда заслужила право на особое место — не в попе и не в роке, а где-то над всем этим. Потом по до сих пор толком не освещенным причинам проект лишился одной из трех необходимых составных частей — композитора Максима Фадеева. Его-то сейчас и не хватает Линде, сохранившей в лучшем виде и свою странность, и финансирование. Но по части музыки уже много лет наблюдается провис, который не могут исправить отдельные добываемые титаническими усилиями хиты. Достаточно сказать, что стиль Линды сегодня можно классифицировать — он дает крен в сторону этакой "электронной альтернативы", в результате чего девушку с распростертыми объятиями приняли в рок-лагерь: она выступает в мрачных клубах и устраивает перфомансы на роковых опен-эйрах. Выбор понятен, однако давешнее существование между жанров представлялось нам более естественным для артистки.
Выпущенный сборник служит замечательным доказательством правоты перечисленных выкладок: диск более чем на три четверти состоит из песен Максима Фадеева, и переслушивать большинство из них исключительно приятно, чего не скажешь о более свежих "Цепях и кольцах", "Встрече" и "Тай!". Новая команда Линды также переделала некоторые известные фадеевские хиты — так, "Ворона" в дополнение к оригинальной представлена еще в двух версиях, в том числе симфонической, а "Танец под водой" и "Марихуана" обзавелись ремиксами. На это можно сказать только то, что исключительно сильный исходный материал еще долго может служить источником вдохновения и самовыражения следующих музыкальных поколений. Раз уж они не могут создать равноценных новинок.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia