НИКОЛАЙ НОСКОВ - "ПО ПОЯС В НЕБЕ"
Интересная наметилась тенденция: если певец вдруг умеет петь, в рецензиях на это указывается особо. А уж если профессиональным инструментом вокалиста владеет кто-нибудь из молодых — это вообще тянет на сенсацию. Когда-то исключением были безголосые певцы и певицы (но они хотя бы душой добирали, а не бикини), теперь в качестве реликтов воспринимаются люди поющие. Читатель ждет уж рифмы "розы" и старческого брюзжания по поводу падения нравов? Не дождетесь, ибо сложившаяся ситуация объективна и в чем-то даже справедлива. Поющим сейчас нечего петь: вокалисты, хорошо поставленными голосами выводящие на эстраде песни современных композиторов и поэтов, вызывают такой же ужас, как и певцы без голоса. Яркий пример — новый диск Николая Носкова.
Творческая судьба Носкова была весьма извилистой. Не знаю, что он сам считает вершиной своей карьеры, а мне кажется, что это был все-таки "Парк Горького", "экспортная" советская хард-рок-группа, в которой голосистый Николай был очень на своем месте. В тот момент вокальные данные Носкова совпали с востребованностью стиля — вполне возможно, что "горьковчане" продержались бы дольше, если бы вокалист не срулил из группы (заменивший его хрипловатый Александр Маршал больше пел как раз "душой" и допелся в конце концов до стиля русский шансон). Став сольным артистом, Носков пел и романсы, и помпезные патриотические песни про "Мать-Россию". Имел даже зрительский успех, что в отсутствие четко очерченной ниши представляется некоторым феноменом. Почти после каждого альбома он уходил в тень и будто бы выпадал из обоймы актуальных востребованных певцов. Однако его редкие сольные концерты проходили в больших залах и собирали изрядное количество публики. Не берусь предполагать, что привлекало зрителей — может, необычность носковской музыки для нашего времени? Так было и с диском "По пояс в небе", релиз которого совпал с 50-летием артиста, а концертная презентация была проведена в Кремлевском дворце: не самый медийный персонаж дал совсем не провальное с точки зрения заполняемости зала шоу и представил свои новые песни, вновь подтвердившие "особость" носковского пути.
Всю музыку новой пластинки артист сочинил сам, и большей частью это пафосные, торжественные баллады, в которых есть где разгуляться его голосу. Определить их стилистическую принадлежность тяжело: на примитивные "рок" и "поп" они никак не раскладываются — скорее это синтез дорогой эстрады и симфо-рока. Возможно, подобная смесь выглядела бы более интересной и даже интеллектуальной, если бы Николай Носков писал еще и стихи. Он, однако, решился только на один текст в соавторстве, а в остальных случаях пел слова, предложенные другими песенниками. Когда речь в композициях заходит о природе или каких-то эзотерических символах ("По пояс в небе", "На меньшее я не согласен"), в синтезе с патетичной музыкой это выглядит вполне органично. Любовная тема в носковской трактовке решена несколько абстрактно, но это тоже не отталкивает. А вот попытки сделать более легкомысленные песни просто ужасают. Носков с бессмысленным энтузиазмом пополняет ряды артистов, делающих трагическими героями композиций рюмку водки на столе или малину сладку на губах. Треки "Фенечка", "Тальяночка", "Иду ко дну" ("я глотаю спирт на кухне, я иду ко дну"), напоминающая группу "Воскресение" и цитирующая Боба Марли, вообще лучше пропустить, чтобы не разочаровываться в хорошо поющих певцах окончательно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia