"КИРПИЧИ" - "7"
Обложка пластинки напоминает хоккейный свитер игрока по фамилии Кирпичи, играющего под седьмым номером (вид со спины). Номер альбома стал его заголовком, и в этом при желании можно найти смысл: "Кирпичи" себе не изменяют, и если вы являетесь давним поклонником этой команды, диск вам понравится. Если раньше Вася Васин и Ко порой устраивали какие-то концептуальные экскурсы, сменяя рэп-альбом "альтернативным", а потом вдруг возвращаясь к корневому грязному року, то в "Семерке" "Кирпичи" перемешали все это практически в равных пропорциях. Кто-то скажет: взяли все лучшее. Однако полученный результат не показался цельным: так, фирменный пофигизм солиста мало вяжется с обличительным пафосом, на который его порой пробивает, в связи с чем очередное послание "Кирпичей" миру выходит каким-то размытым. А может, и нет никакого послания, а есть просто набор треков, из которого, как подошло время, Вася и Данила составили новый альбом? Но, согласитесь, это как-то мелко для уважаемой инди-группы. Или послание в очередной раз смогут расшифровать только самые преданные и уверенные, что Вася фигни не скажет?
С первых же слов первого трека "Кирпичи 07" сложно избавиться от ожидания припева "Плюю я в воду с парапета…". Однако Вася вместо старого припева уже на 30-й секунде вступает в спор: "Главное - не идти на поводу у мрачных типов, ибо заведут тебя прям в плен стереотипов". Похоже, что спорит он сам с собой, ведь следование собственным стереотипам в песне налицо. Далее Вася вместе со слушателем удивляется долгожительству "Кирпичей": "Блин, ни фига себе, седьмой уже альбом - никто не думал о таком в 96-м. Что будет потом, никто не представлял, все фигачили хардкор, панк и рэп-метал". В общем, акынские таланты Васина по-прежнему заслуживают всевозможных респектов: хотя бы один раз этот альбом следует внимательно послушать ради удачных и порой парадоксальных текстуальных проходов. Но вот ответ на вопрос, зачем он написал больше половины песен альбома "7", даже внимательное прослушивание не дает. Вторая композиция, которая так и называется "Песня №2" звучит повеселее за счет бодрой аранжировки, а солист в ней даже пытается петь, а не бубнить (удается). Трек "Скука" полностью соответствует своему названию, и даже рассыпчатые матюги звучат как-то равнодушно. Куда интереснее текст произведения "На страже хардкора": в нем высмеиваются никому не нужные борцы с попсней, выступающие в "говноклубах". Песня примечательна тем, что в критическом запале Васе порой изменяет поэтический вкус, но при этом толком не понятна авторская позиция: а сами "Кирпичи"-то где? не по эту же сторону баррикад? Или это некое сверхизощренное пародийное самобичевание? Вообще, аудиторию телеканала А1 Васин любит какой-то особенной любовью: на диске есть также кавер на песню "Небо", известную в исполнении Тутты Ларсен и группы I.F.K. Трек стал благодатной почвой для издевательств: в куплетах исполняющий римейк Данила Смирнов воркует столь же ласково, сколь брутально и истошно ревет припевы (для полноты картины не хватает, чтобы его еще и стошнило в финале).
Остальные треки альбома почти ничем на запомнились. Вот разве что в песне "3 августа 2007 г." строфа "Ситник в Тамань, Ира в Одессу, мы с Данилой опять занялись процессом" заставляет несколько вздрогнуть и подумать: хорошо, что не сексом. А футбольная композиция "Вперед, "Зенит" в исполнении "Кирпичей" звучит не особо убедительно, даже искусственно: такое ощущение, что власти Петербурга обещали лишить группу репетиционной базы, если Вася в обязательном порядке не напишет песню в поддержку единственной футбольной команды города. Ну он и написал, не особо заморачиваясь рифмами и натужно имитируя болельщицкий задор.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia