"УНДЕРВУД" - "ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА" ***
Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко расстались с компанией "Снегири" и после значительной паузы вернулись с новым альбомом, который на сей раз выпущен без продюсерского участия Олега Нестерова. Группу "Ундервуд" за это время успели забыть, что лишний раз подтверждает элитарный характер их творчества. То есть те поклонники, у которых в зобу дыханье спирало от ткаченко-кучеренковских чувства юмора, особенностей стихосложения и постмодернистских игр с мелодиями, конечно, "Ундервуд" не позабыли и с нетерпением ждали новую пластинку, ахая над курсировавшими преувеличенно ужасными слухами: "Вчера встретил Макса в метро, говорил, что дела плохи — Нестеров не отпускает, жрать нечего!". Ну а те, для кого "Ундервуд" - это "Гагарин, я вас любила!", пожалуй, и вовсе не заметили отсутствия группы на, хм, рок-небосклоне. Признаться, с выходом "Опиума для народа" ничего не меняется: нового "Гагарина" здесь нет, массовая популярность "Ундервуду" не грозит в связи с их интеллектуальностью (что называется, "умище-то куда девать"), а лавры воспетого свободной прессой независимого проекта им опять-таки не грозят ввиду непрекращающихся попыток присоединиться к поп-рок-мейнстриму. Это противоречие стало уже фирменным знаком группы, и в новом альбоме нет никаких намеков на то, что оно преодолено или будет преодолено. Кстати, и все усилия Максима и Владимира придать аранжировкам большую глубину и затейливость вряд ли будут оценены по достоинству, ибо на тексты и мотивы количество задействованных инструментов не влияет никак. Слушателю остается расслабиться и постараться получить удовольствие от того, что есть, не стремясь загнать "Ундервуд" в какие-то рамки. В конце концов их ироничности хватило бы на несколько пластинок, что уже неплохо.
"Эй, метелка, покажи свою смешную щелку" - на первый взгляд, такое вступление достойно какой-нибудь гопнической группы, но нет: это широко улыбающийся "Ундервуд" запевает свою песнь о фотомоделях "90-60-90" (щелка, кстати, между зубами, если что). Фотомоделям вообще "везет" на "Опиуме для народа", под которым подразумевается, между прочим, "гламуризация" общества: есть еще трек "Я не сплю с фотомоделями", где заглавный рефрен сопровождается убийственным приговором "и это принципиально". Песня "Моя любовь" записана совместно с "Би-2": кое-что она взяла из одноименного произведения Левы и Шуры, а Макс и Вова, как водится, отвечают за пересмешничество и прочие кощунства — дело доходит даже до читки рэпа. Когда "Ундервуд" чуть отвлекается от прихотливых рифм и уделяет больше внимания мелодии, группа становится похожей на "Несчастный случай" образца их сборника лучших песен "Самый сок". Такова композиция "Вечный полдень", в припеве которой наши герои отважно взрыхляют еще один пласт, цитируя мелодию из… заставки передачи "В гостях у сказки" (да, для прослушивания их альбомов, пожалуй, стоит ввести и возрастной ценз). Весьма мил трек "Рок-н-ролльный возраст Христа" - причем в большей степени с мелодической точки зрения: тут и заявленный рок-н-ролл, и серф, и уютное кинобуги 60-х. Еще одна красивая песня — "Как звали парня?": здесь стихи и мелодия наконец-то достойны друг друга. Из других нечаянных радостей "Опиума для народа" можно отметить припев, состоящий из формулы "е равно эм сэ квадрат", вкрадчивый гедонистский гимн "Хонки-Донки" ("Гости съехались на дачу"), чудесные строчки "мокрый снег, простуда, герпес, я целую, а ты терпишь" из песни "Герпес", где миленький шестидесятнический мотив противоречит аптечной какой-то тематике. Что касается социального высказывания на грани приговора, то эту функцию выполняет песни "Товары и услуги": "Дорогая, я купил тебе х…ню" - чем не универсальный слоган общества потребления? Тем более что исполняется он на лучезарную мелодию-гибрид из цоевской "Когда твоя девушка больна" и улыбчивого советского серфа.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia