Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

"M.A.S.H.": ИГРА НА ПОРАЖЕНИЕ ***

"Нельзя перекричать войну"
(Лев Троцкий)
Показ антивоенной комедии "M.A.S.H." (США, 1970, режиссер — Роберт Олтман, в ролях - Дональд Сазерленд, Эллиот Гульд, Том Скеррит, Салли Келлерман, Роберт Дюваль) прошел в рамках программы XXIX ММКФ "Роберт Олтман - великие семидесятые" в кинотеатре "Октябрь" 26 июня.
Корейская военная кампания в своей гибельной красе. Вертолеты штабелями доставляют раненых, предоперационные забиты телами, кровь хлещет гемоглобиновыми реками, а кто-то без конца бормочет тщетную и суетную молитву: "Господи, щади солдат на полях сражений, и наших командиров, и нашего главнокомандующего в Белом доме". В этих не слишком пригодных для человека условиях существует и продолжает работать палаточный лазарет (аббревиатуру, которой назван знаменитый фильм недавно ушедшего из жизни Олтмана, можно расшифровать как "перидвижной военно-хирургический госпиталь"), явившийся местом назначения молодого капитана Пирса (Сазерленд). Что говорить, против приказа не попрешь, но если просто стараться тупо выполнять воинский долг, можно лишиться рассудка. Обзаведясь на новом поприще друзьями-приятелями (Гульд и Скеррит), Пирс понемногу начинает вникать в будни импровизированной лечебницы, живущей лишь бедными развлечениями и звериной жаждой хоть как-то убить время: сальные шуточки, ни к чему не обязывающие подначки, дамы-nude в "журналах с картинками", быстрый и однообразный секс с женской частью медперсонала. Все это, по идее, должно хоть как-то скрашивать армейскую рутину. Киноведы давно уже привыкли определять "M.A.S.H." оксюмороном "комедия об ужасах войны". Однако при рассмотрении шедевра с высоты полета ястреба нового века абсурдный афоризм этот не выдерживает критики, легко распадается на части, дезинтегрируется.
Если "Передвижной госпиталь" Олтмана - комедия, то какая-то очень уж несмешная, даже не черная, а серо-буро-малиновая, по цвету своего невеселого антуража. Анекдот "ниже пояса", нарочитая похабщина, в какой-то момент хочется воскликнуть: "Черный юмор, черный юмор, что ж ты вьешься надо мной?" С "ужасами войны" все, конечно, сложнее. К 1970 году военные действия в Корее давно уже были отрефлексированы крупными мастерами кино, в том числе и такими, как Джон Франкенхаймер ("Маньчжурский кандидат") и Сэм Фуллер ("Я пережил ад в Корее"). Добавить к их кинематографическим высказываниям Олтману явно нечего, да он и не собирается этого делать, режиссера интересует гораздо более актуальная для тех лет тема: Вьетнам, там боевые действия на момент съемок фильма в самом разгаре. Не нужно обладать глубоким умом, чтобы найти прозрачную аналогию, бросающуюся в глаза, бьющую наотмашь. "Война - это кровавое и грязное дело", - утвержает Олтман. Выйдя на экраны, картина о буднях госпиталя вызвала щенячий восторг молодежи, размахивающей белыми флагами с голубиными лапками, и столь же тотальное (и во многом оправданное) неприятие ультраправых. Особенно неистовствовал вечный ковбой Джон Уэйн, сказавший буквально следующее: "В мире есть лозунги, гораздо более ненавистные для меня, чем приказ командира: "Прицелься, выстрели и убей!" Через несколько лет, когда Фрэнсис Ф.Коппола, уже не прикрываясь фиговым листком эзопова языка (страшное дело — наши доблестные рокеры, когда им нужно было залитовать "стремный" текст, приписывали в подзаголовок нечто вроде "песня посвящена событиям в Чикаго"), вознамерился рассказать всю правду о войне в своем "Апокалипсисе", слова Уэйна подхватил бывший друг Копполы Джон Милиус. "Мы проиграли войну в студенческих городках. Мы опозорились. Мы доминдальничались", - заявил умница дзен-фашист. Так проходило противостояние пораженцев и тех, кто считал войну славным и благородным занятием. Тогда кинематограф еще можно было считать властителем дум. Во многом в этом водоразделе виноват как раз олтмановский "M.A.S.H." и ему подобные пацифистские манифесты - к примеру, "Синий солдат" (1970) Ральфа Нельсона и даже "Как я выиграл войну" (1967) Ричарда Лестера.
Автор рецензии в полной мере отдает себе отчет, что на него обрушится критический шквал "десяти стрел на десяти ветрах", но не может наступить своей песне на горло: "M.A.S.H.", когда-то безусловно нужный и важный, ныне вызывает лишь томление тягостного недоумения. Отличные актеры, среди которых такие священные монстры, как Сазерленд, Гульд и Дюваль, люди, способные украсить любую кинокартину, здесь теряются среди прочих персонажей, выглядят чуть ли не статистами, ребятами из массовки. Что подтверждает: еще никому не удавалось снять внятный фильм, где героем бы выступал Его Величество Коллектив. Даже в схожем по описанию отрезанного от биения жизни мужского мира "Шталаге-17" (1953) Билли Уайлдера весь драйв держится на характере персонажа Уильяма Холдена, индивидуалиста и одиночки. Здесь же - сплошное мельтешение свихнувшихся элементов невнятной мозаики. Понятен излишний натурализм, с каким Олтман показывает свои бесконечные сцены хирургических операций. Но "понятен" - не означает "интересен". Фильм не рекомендуется детишкам и женщинам. Первых могут испугать фонтаны кровищи. Вторую категорию, которую только кровавые сцены и радуют, заставит на десятой минуте выйти из зала отсутствие высоты романтического полета. Те, кто до сих пор болен красотой и любовью, легко обойдутся без фильма "M.A.S.H.".
Борис Белокуров, InterMedia

«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****

Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».

 

Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.

Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых».  Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.  

Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.

В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.

Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».

Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли  «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!

PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!

Денис Шлянцев, InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Мастер»: Театр двух актеров ***

Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.

США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).

Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.  

Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.

Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку. 

Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.  

На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару». 

Денис Шлянцев, InterMedia

«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****

Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.

30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?

Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».

Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).  

«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на

Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами».  Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.

Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».

Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос. 

Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.

Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.

β 16+