"ЛЮМЕН" - "БУРЯ" ***
Одна из немногих по-настоящему "альтернативных" отечественных групп выпустила довольно свежий концертник — выступление в клубе "Б-1 Максимум" с программой "Буря" прошло 21 октября прошлого года. Прокатное удостоверение настоящее издание, куда входят компакт-диск и видеозапись на DVD, получило 23 ноября, но до покупателя добралось только в январе. Впрочем, не суть. А суть в том, что вместо мощного live-альбома, включающего максимум хитов, "Люмен" выпустили несколько сиюминутную программу "Буря", где чересчур много нового материала. Не сказать, что он принципиально отличается от старого — разве что менее узнаваем, и это для концертника скорее минус. Однако зрители, пришедшие в "Б-1 Максимум", со мной, скорее всего, не согласятся — их энтузиазм, похоже, позволил бы Тэму Булатову и компании отыграть и три десятка новинок. Это, кстати, лишний раз доказывает, что молодежь по-прежнему ценит искренность: орать против "оранжевой" угрозы она цинично готова за майку и пейджер, а вот чтобы послушать настоящую музыку и слово, охотно покупает билеты — биток на "Люмен" в "Б-1" тому порукой.
Примечательно, что трек "Intro" сообщает об этом концерте и вообще группе едва ли не больше, чем вся тщательно составленная программа. Концерт начинается с жесткого инструментального вступления — сколь энергичного, столь и виртуозного. Едва слушателю приходит в голову мысль о том, как здорово играют музыканты "Люмена", как вступает Тэм со своим подстреленным вокалом. В первое мгновение испытываешь досаду — пришел, сбил гармонию, но потом так же быстро вспоминаешь, что голос Булатова — еще одно убойное орудие группы. Примечательно, что с годами и выпущенными альбомами Рустем не становится толще, а его вокал не теряет безысходных нот. Не менее примечательно, что кредит доверия к этим ноткам тоже не убывает. Хотя концерт обошелся без протестных "Благовещенска" и "Государства", "Люмен" подготовил несколько новых песен, что называется, в том же духе. В заглавной вещи Тэм яростно и дико призывает "так пусть уже, б..., начнется буря, пусть она уже начнется, сука!", а рефрен трека "F... Off" вместо солиста охотно орет публика. Из стареньких суперхитов "Люмена" прозвучала, пожалуй, только "Сид и Нэнси", причем Булатов уже и не очень скрывает, что это произведение ему, мягко говоря, поднадоело. С этой точки зрения, возможно, и правильно было обойтись в плейлисте без многих известных песен, но с ними концертная запись могла бы получиться более ударной. И, между прочим, более длинной — ну что это за шоу хронометражем менее часа? Вспотеть в слэме толком не успеешь.
Словом, CD-часть показалась мне несколько пресной, но я надеялся, что просмотр DVD изменит это впечатление. Что ж, оно изменилось только отчасти. Видеозапись неплохо передает угарную атмосферу, где публика и артисты друг друга стоят, и какое-то настоящее рок-счастье, уж полвека как заставляющее людей бешено скакать в прокуренных залах под мясистые ритмы. Но и только: авторы видеоверсии чрезвычайно грешат клиповым монтажом — видимо, в надежде, что телезритель будет не в экран всматриваться, а головой трясти пуще героев съемки. А сами "Люмены" немного угрюмо предаются своему делу, не размениваясь ни на шутки, ни на вообще какое бы то ни было общение с залом.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia