FLEUR - "ЭЙФОРИЯ" ****
Такое редко бывает, чтобы группа, сменившая культовую популярность на почти всенародную, не испортилась под воздействием обрушившейся славы. Ансамбль Fleur, выпустивший диск "Эйфория" уже после концертов в Театре Эстрады, стал только лучше. Будто ответственность перед тысячами новоявленных поклонников мобилизовала лучшие творческие силы. Будто осознала группа, что к умопомрачительно высоким женским голосам можно добавить еще и четких мелодий, и разнообразных аранжировок — и тогда их песни перейдут из жанровой категории "музыкальная ворожба" в категорию "хорошая музыка всерьез и надолго". "Эйфория" содержит не только "Теплых котов" и "Два облака" - а полдюжины отличных песен, которых хватит, чтобы года полтора, сменяя друг друга, возглавлять хит-парад "Чартова дюжина". При этом никакого компромисса Fleur не допустил: оставив неизменным внутренний эмоциональный стержень в виде едва ли не эльфийского вокала и душевной организации, группа нанизала на него исключительно уместного инструментального "мяса". Песни Ольги Пулатовой и Елены Войнаровской по-прежнему строго чередуются, отличить манеру обеих авторш без трек-листа по-прежнему невозможно, и без этих голосов вся история полностью потеряла бы смысл — но к выходу нового альбома Fleur научился намного лучше подчеркивать эстетические достоинства своих девушек: теперь это звучит как настоящая группа, тогда как раньше инструменты моментами мешали вводящему в транс пению. Девушки поют, но теперь они это делают не сами по себе, а под правильный аккомпанемент, который в прошлом можно было отменять за ненадобностью.
Параллельно с этим Пулатова и Войнаровская сумели естественным образом разнообразить арсенал средств воздействия на слушателя. Лучшие вещи "Флера" всегда получались из сложения завораживающих голосов, неброских, но цепляющих мелодий и озадачивающих своей искренностью или тематикой текстов. На новой пластинке эти компоненты сходятся вместе чаще, чем когда-либо в истории Fleur. Под "Эйфорию" можно не только печалиться или спать, но и "рубиться", и петь хором. Песню "Отречение" вполне допустимо даже назвать "боевиком" - припев тянет на один из эталонных образцов русского женского рока, а гитары оказываются полноценными партнерами голосам. В следующем треке "Новое матное слово" Fleur продолжает свою серию под условным названием "занимательная зоология". Вслед за песней, написанной от лица червячка тутового шелкопряда, Ольга Пулатова радует композицией про пиявку. Над ее текстом можно, что называется, "много думать": "Попробуй пиявку с ноги отодрать и ей не отдать своих жизненных сил, она тут же скажет: "Зачем ты так? Я так хорошо к тебе относилась". Паразитов всегда раздражает, когда им не дают питаться, демоны души людей обожают, и лезут Иуды ко всем целоваться". На бумаге это выглядит каким-то абсурдизмом в духе "Манго-Манго", но спето с фирменной "флеровской" серьезно-спокойной яростью, а в припеве переходит в едва ли не арбенинскую исступленность. Из других пока нераскрученных песен стоит обратить внимание на "...и Солнце встает над руинами" и жестокий романс "Мечты". А еще один несомненный плюс альбома "Эйфория" заключается в том, что каждый его слушатель сможет найти в трек-листе какую-то песню для себя, совпадающий с твоим мироощущением сокровенный номер, который можно тайно любить в одиночку, не дожидаясь радиоротаций.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia