ЮТА - "НА КРАЮ" ***

У певицы Юты сейчас, в общем-то, хороший период: она обрела личное счастье с кинорежиссером Олегом Осиповым, родила сынишку Анатолия, получила наконец-то профессиональный успех. Ее проникновенные баллады так и просятся в саундтреки к фильмам и сериалам — и часто попадают в них. С концертами тоже все в порядке, потому что публика не прочь послушать эти ставшие известными песни и вживую. Чего у Юты нет — так это глобальной популярности: никому в голову не придет сравнить певицу, скажем, с Земфирой, а ведь с г-жой Рамазановой принято сравнивать любую даровитую непопсовую исполнительницу. По идее, отсутствие такой реакции самодостаточного артиста Юту мучить не должно — но, судя по новому альбому, певица все-таки претендует на нечто большее, чем статус успешного кинокомпозитора. Так, оформление обложки пластинки — крупный белый горох на голубом фоне — своей смысловой нагрузкой напоминает дизайн первого диска все той же Земфиры. Тот воспроизводил цветочный узор, характерный для скатертей-клеенок, и, несмотря на, скажем так, спорность оформления, альбом стал потрясающе успешен. Не это ли держала в голове Юта, выбирая для обложки своей новой пластинки легкомысленный (чтобы не сказать "бессмысленный") рисунок? Нарочитый отказ от "кинокомпозиторского" подхода заметен и в подборе композиций диска "На краю". Если автор саундтрека должен проникаться настроением героев, следить за сюжетом и обеспечивать не столько шлягеры, сколько качественную подложку, то самостоятельная рок-звезда вольна включать в свой альбом все, что в голову взбредет — эксперименты в разных жанрах, шуточные вещи, песни, непонятные никому, кроме автора, и т.д. Этим путем пошла и Юта, сделав ставку на несколько вымученное разнообразие композиций, а не на то, что получается лучше всего. В итоге наряду с блоком смертельно красивых баллад альбом включает с полдюжины откровенно неинтересных и даже неудачных номеров. Если бы они были просто "никакими", слушателю было бы проще это пережить: вот "шлягеры", вот прокладка-наполнитель, все в порядке. Но Юта добивается того, что часть так-себе-песен не пропускается мимо ушей, а раздражает - и активно.
Подобным треком альбом открывается. В механистичном "Сигнале" Юта и поет как-то странно, и роботизированный ритм представляется полной противоположностью тому, чего от этой певицы следует ждать. В песне "Привет", которая не только благодаря названию ассоциируется с Юлей Савичевой, смущает слишком прямолинейный текст и то, с какой железной волей исполнительница не позволяет композиции превратиться в нежную балладу, нагнетая лобовой аранжировочный драматизм. То же можно сказать о треке "За туманом": потенциально приятная мелодия упирается в совершенно школьные словеса ("стало порознь, было вместе, только бы не стоять на месте") и немотивированно агрессивную подачу. Вообще, на этой пластинке Юта предприняла несколько попыток создать энергичный, жизнеутверждающий рок-хит — см., например, "Сделай шаг" или "Пускай". Упорство, с которым артистка рвется на неосвоенную территорию, вызывает уважение, однако не отменяет факта, что музыкальная бодрость духа а-ля Юта пока ассоциируется не с рок-гимнами, а со шлягерами Софии Ротару.
Ну и, при всем старании, перечисленные в предыдущем абзаце песни не идут ни в какое сравнение с лирическими композициями певицы. Слушая потрясающие "На краю", "О нем", колыбельную "Мой мальчик", "Ангела" или "Правду" с ее сложной гармонией, удивляешься, зачем их автору нужно было придумывать еще "Сигнал" и "Сделай шаг". Лучше бы включила в альбом десяток прекрасных баллад — и плевать на неписанные правила составления трек-листов. А если очень хочется чем-то разбавить свою светлую грусть — сгодились бы, например, шутки наподобие кавер-версии Мэрилин Монро из прошлого альбома или бонус-трека с этого диска. Номер называется "Частушки", и его напечатанный в буклете текст должен не на шутку взволновать поклонников творчества Юты: "Я, бывало, всем давала в парке на скамеечке. Не подумайте чего — из кармана семечки". А изящная шутка заключается в том, что к этим народным строфам певица написала томную приджазованную мелодию.
Алексей Мажаев, InterMedia