ЕЛЕНА НЕКЛЮДОВА — "ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ" **
Цитата с сайта исполнительницы: "История Лены Неклюдовой - доказательство того, что поп-музыка все еще способна на большие сюрпризы. Готовящиеся к выходу два альбома красавицы и любимицы публики - подходящий повод узнать о ней больше. Встречайте: искренне ненавидящая титулы "королева поп-музыки", "попса", "гламур", "пафос" - королева лиричных песен и проникновенной музыки". Знакомо, не правда ли? Так всегда пишут в пресс-релизах об артистах, о которых ничего не может сказать их музыка. Мне даже кажется, что шаблон у пиарщиков-составителей один, они только имя меняют и, скажем, цвет волос восхваляемого. Любимица публики? Конечно. У публики спрашивать не будем, главное, чтобы рекламной статье поверил сам заказчик. А он поверит. "Любимица публики" - кто ж от такого титула откажется?
Пиару, однако же, - пиарово, а мы попробуем поговорить про певицу Елену Неклюдову и ее новый альбом на человеческом языке. "Пять поколений" - второй альбом исполнительницы. Первый назывался "Жизнь", вышел в 2005 году и представлял собой собрание традиционных и довольно невзрачных поп-песен о грустной женской доле. Диск отличался от десятков себе подобных только тем, что музыку и слова для него г-жа Неклюдова сочинила самостоятельно (это является смягчающим обстоятельством, поскольку больше соотносится с понятием "творчество", чем исполнение чужой композиторской халтуры). Прорыва не произошло. Что бы ни писали пресс-релизы, редкий поклонник поп-музыки назовет Елену в списке лидеров жанра. О том, что до настоящего успеха далеко, свидетельствует и репертуар второго диска. Композиции собственного сочинения отставлены в сторону, их место заняли надежные и безотказные "старые песни о главном", а для представления ретро-альбома используется красивый термин "винтажный". Надо отметить, что в трек-лист вошло несколько довольно редких песен, балансирующих на грани забытости ("Август", "Причал", "Ты говоришь мне о любви", "Ты да я"). Но в целом — обычный коммерческий ход с привлечением проверенных советских шлягеров: "Песенка про медведей", "Лесной олень", "У природы нет плохой погоды", "Ветер северный" и т.д. На презентацию альбома была приглашена из Америки Аида Ведищева — первая исполнительница некоторых из представленных песен. Аида Семеновна не преминула похвалить преемницу. Ну а чего бы и не похвалить? Знаменитая в прошлом исполнительница "Чунги-чанги" вообще не страдает неразговорчивостью — из того, что она рассказывает в интервью о своей жизни в Америке, запросто можно снять мелодраматический триллер в ста сериях. А тут — девочка поет вроде старательно, современным дынс-дынсом заявленную "винтажность" звучания не портит, да и к предшественницам отнеслась с уважением, так что пары добрых слов точно заслуживает.
Но, несмотря на беспроигрышность музыкального ассортимента и положительный отзыв Ведищевой, альбом Елены Неклюдовой вновь получился каким-то неярким. Певица не может похвастаться не только сильным голосом, но и оригинальным тембром — а на одной вокальной нежности и уважении к первоисточникам далеко не уедешь. В конце концов, практически каждую из представленных здесь прекрасных песен потенциальные слушатели поют сами — на праздниках, в душе или в караоке: и какой им интерес слушать их в чужом банальном исполнении, когда можно взять оригинал или более удачные римейки? Слушая неклюдовскую перепевку "Лесного оленя", я, например, вспоминал версию Димы "Сида" Спирина: в панковском кавере было куда больше души, страсти и, не побоюсь этого слова, смысла, чем в аккуратных попытках "красавицы и любимицы публики".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia