"ЛЮБЭ" - "СВОИ" ***
Обложка диска повторяет афишу кремлевских юбилейных концертов "Любэ". Единственное отличие — нет надписи "20 лет". Впрочем, афиш было расклеено так много, что пластинку так и хочется назвать "Свои 20 лет" - тем более что представленные в альбоме песни весьма соответствуют почтенному возрасту группы. 20-летнему коллективу уже не близки идеалы собственной молодости, когда они ворвались на эстраду с необычными для мейнстрима "Клетками", "Атасом", "Батькой Махно", "Дусей" и "Ветром в харю". Нынешнее "Любэ" звучит тихо, задушевно и грустно. Более того, устав от обвинений в государственничестве, группа отказалась от ура-патриотических песен. Теперь горячую любовь к России команда решила выражать в задумчивых и почвеннических мелодиях и текстах ("хочешь, клин журавлей среди русских полей", "золотит леса и пашни светом ясным янтаря"). Две трети альбома "Свои" вполне можно использовать в качестве колыбельных песен. И это несколько озадачивает: светлая грусть — это вроде бы неплохо, но в случае с "Любэ" выглядит признанием в отсутствии пороха в пороховницах. Задора нет, молодцеватость ушла, остались невеселые размышления немолодых людей, почти КСП. Что особенно настораживает — так это блеклое звучание голоса Николая Расторгуева, одного из самых профессиональных вокалистов в нашей поп-музыке. Когда-то он выпустил кавер-альбом песен Beatles, где спел неотличимо от оригиналов — теперь его вокал в лучшем случае соответствует смутному настроению песен пластинки, а редкие намеки на голосовые атаки звучат не очень убедительно.
"Любэ" сразу погружает слушателя в спячку. Николай Расторгуев в песнях "А заря" и "Если" поет чрезвычайно нежно, будто бы вполголоса, как и в "Верке", обладающей, пожалуй, лучшей мелодией этого альбома. "ВсЈ опять начинается" начинается прямо-таки гэримуровским блюзом, но со вступлением вокалиста превращается в стилизацию под печальный советский вальс а-ля Валентина Толкунова. О своих символизирующих мужское начало гимнастерках группа слегка вспоминает в "Моем адмирале", инспирированном почти одноименным фильмом - однако и он звучит не то чтобы очень героически, зато ввернута верноподданническая строчка "мы поднимем флаг, грянем мы "ура!" - за веру, за царя". В "Календаре" альбом вновь впадает в элегически-ностальгическое настроение, а вот в следующем треке "Свои" группа озадачивает довольно откровенным текстом: "отчего его так развезло", "от судьбы получая затрещины", "как яйцо, в руке раздавил стакан", "без своих нам здесь всем хана" - звучит цепляюще, но, кажется, все-таки не подходит "Любэ" по имиджу. "Свои" выглядят как чужие для этой группы. А вот "Заимка", "Москвички", "Подруга" - свое, родное, передающее приветы "Тулупчику заячьему", "Трамваю пятерочке" и… "Девушкам фабричным" соответственно, своеобразные подарки давним поклонникам группы. На закуску оставлены три бонуса-дуэта: "Свои", записанные с Григорием Лепсом, тоже звучат не очень-то органично. Участие Вики Дайнеко в "Моем адмирале" ограничилось небольшим spoken word-фрагментом в финале, а вот сытое мурлыканье Никиты Михалкова в песне "А заря" там более чем на своем месте.
Вряд ли вы хоть раз улыбнетесь во время прослушивания этого диска — зато в его буклет вложена листовка, которая может кому угодно поднять настроение. Это реклама коллекции ароматов "Любэ". Чем должен пахнуть "Комбат"? Это "аромат победителя для сильных духом мужчин". А вот, например, туалетная вода "Атас" обладает "эксцентричным брутальным ароматом", который подойдет "страстным и дерзким натурам". Странно, что в коллекции пока нет парфюма для невеселых ностальгирующих мужчин.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia