"ЧАЙФ" - "СВОЙ/ЧУЖОЙ" ***
Фактически это продолжение вышедшего в 2000 году диска "Симпатии", где душевные дядьки из группы "ЧайФ" пели песни дружественных музыкантов. Только тогда это был довольно громкий CD-релиз, а теперь довольно тихая сетевая презентация. У "чайфов" накопилось почти два десятка "римейков", и они бесплатно выложили их на свой сайт, назвав это дело виртуальным альбомом. Песни можно не только послушать, но и почитать истории о том, как они попали к "ЧайФу" и почему Владимиру Шахрину и Ко пришло в головы их записать. ВсЈ это выглядит уютно, мило, по-домашнему — и этот формат идеально подходит самому музыкальному материалу. Очередная порция кавер-версий от "ЧайФа" вряд ли вызовет бурные дискуссии и потоки восторгов — хотя некоторые робкие вопросы "Свой/Чужой" все-таки рождает.
Эклектичность материала — от романсов и Магомаева до сурового урал-рока и "чайфовского" издевательства над рокапопсом — оправдывается лоскутным характером альбома, сложившегося не только из желания группы сделать свою версию понравившейся песни, но и из разнообразных побочных проектов вроде участия в саундтреке фильма "Азазель" и разных трибьютах. Не будем строго судить "ЧайФ" в тех случаях, когда он влезает в совершенно несвойственные себе сферы. Скажем, романсы "Мы странно встретились" и "Но я вас все-таки люблю" Владимир Шахрин исполняет старательно и душевно, однако понятно, что органике бывшего свердловского строителя этот жанр мало соответствует. Записанную для "Неголубого огонька" "Королеву красоты" "ЧайФ" поет, простите за каламбур, с огоньком, который в караоке был бы оценен высокими баллами; но право, справедливо, что высказанная "чайфами" мечта исполнить это произведение вместе с Муслимом Магомаевым так и осталась неосуществленной. А вот лагутенковской "Так надо" уральские горцы придали новое осмысление, скрестив ее с ленивой хабанерой и доверив лид-вокал Владимиру Бегунову. Гитарист группы "ЧайФ" известен, хм, ироничным отношением к молодым коллегам и их творчеству, каковое отношение он демонстрирует почти на каждом концерте, исполняя пародийное попурри из песен героев хит-парадов. Здесь кривляния Бегунова, перемяукавшего самого "Мумий Тролля", легли на благодатную почву — трек можно воспринимать и как ернический кавер, и как забавный летний хит в духе сборников "советского лаунжа".
Очень подошла "ЧайФу" песня Владимира Высоцкого "Письмо", произведения уральских и не только соратников ("Топ", Юрий Богатенков, Юта, Вадим Кукушкин, "Мотор-роллер") вообще кажутся родными "чайфовскими" композициями, а дуэт с "Би-2" "Достучаться до небес" давно стал хитом и без всяких сборников римейков. Неплохо звучит "Рвать ткань", не попавшая в трибьют "Наубум" по трагикомическим причинам, подробно изложенным на сайте. Зато удивляет то, как Шахрин и Ко обошлись с "Беспечным ездоком" "Секрета", "Моряком" "Агаты Кристи" и "пикниковским" "Великаном". Разумеется, римейкер имеет право авторизовать произведение и вложить в него собственный смысл. "ЧайФ" воспользовался этим правом трижды: "Все знают бодрого, остроумного, напористого Фоменко, и этого всего у него не отнять, но мы нашей версией "Ездока", решили показать другого Николая — чрезвычайно музыкального, образованного и интеллигентного человека". "Мне всегда казалось, что эта песня ("Моряк". — Прим. ред.) отчаянно печальная, а после ухода Саши (Козлова. — Прим. ред.) это для меня стало очевидным". "Нам очень захотелось записать эту песню ("Великан". — Прим. ред.) так, как если бы мы ее знали в 1977 году и играли на студенческих танцевальных вечерах". В результате на диске оказались три "отчаянно печальных" композиции, которые всякий, кто помнит их вполне энергичные оригиналы, может счесть за проявление не светлой грусти, а старческой немощи.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia