Пелагея — "Тропы" ****
Не каждый вундеркинд становится Евгением Кисиным, поэтому за карьерой талантливой сибирской девочки Пелагеи Хановой я следил с некоторой настороженностью. С информации о том, что в детстве тяготеющая к фолку певица с успехом выступала перед тогдашними президентами России, Франции и США, до сих пор начинается любая статья про Пелагею, но это обстоятельство слишком долгое время оставалось самым ярким событием в ее биографии. Когда девочка подросла, ее мама и продюсер Светлана Ханова поняла, что нужны и другие информационные поводы. Но они поначалу не выглядели очень убедительными. Пелагея попала в обойму "Нашего радио", неожиданно расширившего формат в сторону этно-музыки: сначала с кавер-версией Янкиной песни, а потом и со своими. Долгожданный дебютный альбом был снабжен несколько претенциозным заголовком "Девушкины песни" и являл собой образец певческого портфолио: Пелагея технично работала в разных жанрах от этники до классики, но, видимо, на тот момент и сама не знала, на каком стиле остановиться. Это был типичный альбом отличницы, привыкшей к похвалам и проверенными методами старающейся их заслужить. А вот "Тропы" оказались более зрелой и осмысленной пластинкой — комплекс вундеркинда, похоже, изжит.
К слову, двойной диск может послужить ярким аргументом в споре, зачем в век интернета нужны физические носители. Почти полгода назад "Тропы" в "секвестированном" виде были выложены в сеть. Сайт, помнится, то и дело подвисал, и прослушивание новой работы Пелагеи превратилось в крайне мучительное занятие. То ли дело — прекрасно оформленное издание с двумя буклетами и текстами песен внутри. На CD представлена полная версия альбома общим звучанием более ста минут. В таком антураже сетевой набор песен превращается в полноценное высказывание, переводящее Пелагею из разряда вечных вундеркиндов в категорию интересных молодых артистов.
Фолковые корни не забыты: в "Тропах" представлены Полины прочтения русских народных композиций "Колечко", "Голубушка", "Пташечка", "Былинка", "Гаю-Гаю", казачьи песни "Снежочки" и "При лужку", причем "классика" порой вдохновляет музыкантов на весьма вольные аранжировки. В "Голубушке" слышится лаунжевый аккомпанемент, народный романс "Розы" превращен в легковесный эстрадный шансон, а "Старики" топчутся на поле подзабытых "Ивана Купалы", хотя и менее тяжеловесно. Пелагея вообще старается не впадать в аутентичный "загруз" народных плачей, хотя демонстрирует и свои прекрасные вокальные данные, и актерские способности. Еще на диске есть сделанный, видимо, как потенциальный радиохит "Ой, да не вечер", объединивший эту народную песню с "Hotel California", но наиболее замечательными оказались номера, сочиненные специально для Пелагеи. Автором музыки стал гитарист группы "Пелагея" Павел Дешура, тексты написала Светлана Ханова. Вместе с солисткой они демонстрируют, что на этническую основу можно нанизать любые привлекательные жанры. Почти инструментальная "Прелюдия", посвященная памяти Андрея Петрова, - качественная киномузыка, "Оборотень-Князь" и "Полночный всадник" - смелое путешествие в мелодическую епархию группы "Мельница" и почти хард-роковую тематику текстов, "Мамина боссанова" - соответственно, боссанова, а в "Деревне" юмористическое вступление переходит в очень красивый задумчивый бард-рок. Авторы также ловко стилизуют свои вещи под народные ("Омут", "Тропы"), казачьи ("Степь") и романсы ("Фиолетовые сны"). В "Мамке" Дешура и Ханова исключительно точно воспроизводят все то, что обычно пугает нас в народной песне — плачевую взвинченность и истеричность, - причем так входят в роль, что эта песня запоминается сильнее прочих. Колыбельная "Дрема" - красивая, но немного сложноватая для повседневного использования: зато у Пелагеи уже есть, что петь будущим детям. Вообще же в этой эклектике, в отличие от "Девушкиных песен", нет натужности: сегодняшний репертуар кажется абсолютно естественным для талантливой певицы и подтверждает, что ее особый путь на сцене выбран осознанно и правильно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia