"Радио Чача" - "Live Slow. Die Old" ****
С обложки смотрит дедок восточного типа, чем-то (возможно, бородой) напоминающий старика Хоттабыча. Присмотревшись, в старце можно узнать Александра "Чачу" Иванова собственной персоной, только в образе героя песни "2030": "В 2030-м году мне стукнет 62. Станет совсем седой голова, но на пенсию я не уйду. Буду на сцену сыпать песок и в микрофон, задыхаясь, кряхтеть, что, дескать, жив настоящий панк-рок, а попса должна умереть. И зал будет петь: "20 лет назад ты был реально крут! Но драйва и отрыва нет, тебя на богадельне ждут". К тому же кавер-образ иллюстрирует название пластинки — "антипанковский" лозунг "Живи медленно. Умри старым".
Когда лет сто назад мы договаривались с Чачей за какой-то надобностью встретиться в метро, он счел нужным описать свой внешний облик. Сформулировано это было так: "У меня в правом ухе серьга, но я не пидор". Подобная резкость и точность в высказываниях и умение ловко расставить точки над i в принципе всегда соответствовали и творческому методу Александра Иванова. Отправив "Наив", отклонившийся, по его мнению, с панк-пути в сторону классического рок-н-ролла, в бессрочный отпуск, Чача открыл новый проект, куда более борзый и сконцентрированный. А как же "Наив"? Ответ на волнующий многих вопрос Иванов дает в первой же песне "Когда вернется "Наив": мол, не знаю пока, но вот моя новая группа, послушайте-ка ее. С той же подкупающей откровенностью Чача режет правду-матку и в остальных треках: на фоне "Радио Чачи" поздний "Наив" действительно начинает казаться слишком заматеревшим и обрюзгшим. Новобранцы во главе со своим вынувшим серьгу из правого уха лидером рубятся так, что группа "Рубль" должна заплакать и убежать со сцены. Кроме бодрящей энергии и бьющих в цель мелодий, "Радио Чача" предлагает жесткие и остроумные тексты, к созданию которых приложил руку вездесущий Иван "Нойз МС" Алексеев. Было искушение сравнить, чьи стихи оказались смелее и удачнее, но выяснилось, что на текстуальном поприще здесь отличились оба - и Александр Иванов, и Иван Алексеев. В альбоме всего десять песен, и абсолютное большинство из них нельзя отнести к проходным. 41-летний Чача активно затрагивает тему возраста и взросления ("2030" и "Arrested Development"), но, несмотря на самокритичные строки, делом доказывает, что о пенсии ему задумываться рано. "Влюбленный металлист", уже ставший радиохитом, запоминается музыкой Дэвида Эрлиха и кучей издевательских строк от Нойза: "Без тебя я, как "Ария" без Кипелова. Без Кипелова! Без Кипелова!"; "Сниму с тебя косуху и включу группу Kiss, ведь я влюбленный металлист", "И плачу вечерами под баллады Judas Priest, ведь я несчастный металлист". Не менее иронично любовная тема разыграна в треке "Вон из дома".
Кроме того, Чача с Нойзом не обошлись без громких политических высказываний, которые никогда не были коньком "Наива" и которые потихоньку опять входят в репертуар музыкальных героев. "Радио Чача" по-панковски отвязно, хотя при этом беспощадно и остроумно. "Давай нарисуем плакаты с бессвязными наборами букв и с ними выйдем на площадь (Тяньаньмэнь). Вести себя станем, как стадо, будем прятаться друг за другом, пока водометы полощут… У-К-Р-Ф-Т-Л-Т-Н-Б-М-Г У-В-Д-Г-В-Н-О-П-З-Д-Ц-Е! Потом, потирая ушибы, рассказывать будем в отделе, что мы в виду ничего не имели, что мы довольны режимом, что нам отлично живется, а это был просто выброс эмоций" ("Плакаты"). В песне "Прокурор — медведь (закон - тайга)", кажущейся сначала неким абстрактным протестом, Иванов вдруг заявляет: "Кто-то из них двоих будет теперь всегда, и уже все равно, против ты или да". Поди выскажись точнее, а еще там поется про "углеводородную демократию". В "Васе" "Радио Чача" энергично подытоживает: "Я знаю, будет страшно, я знаю, будет жесть, пока такие люди в стране советской есть, пока они у власти, дороги нет - конец". Ну что же — спасибо руководству страны за то, что нам опять стало интересно слушать рок-мэтров. По крайней мере, некоторых. Чача великолепен в роли веселого и настойчивого будильника, противодействующего государственному углеводородному гипнозу.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia