Корней - «Солнце на поводке» ***
Корней. Релиз диска состоялся в мае.
В творческой биографии Владимира Корниенко было сотрудничество с Земфирой. Одно время «наше всё» даже слегка протежировала Корнея, рассказывая, какой талантливый и интересно мыслящий человек появился в ее коллективе. В общем, «непрофильные» издания, изредка упоминая музыканта, теперь называют его не иначе как «экс-гитарист Земфиры». С другой стороны, не исключено, что в противном случае они вообще бы никогда не писали про Корнея. После Земфиры Владимир играл в группе «Ундервуд», сотрудничал с другими проектами – и параллельно продолжал писать собственные песни. «Солнце на поводке» - очередной сольный альбом Корнея, выпущенный самостоятельно и распространяемый в основном на концертах музыканта. В самостоятельном творчестве Владимир поначалу позволял себе не обращать внимания на традиции российского шоу-бизнеса, делая песни строго по западным лекалам. Скажем, фальцетные фрагменты не могли не напомнить слушателю о Radiohead (а внешность музыканта – о Моби). Кроме того, благодаря «фирменным» звукам Корнея нередко приглашали для украшения «продвинутых» вечеринок. Так, вспоминается его продолжительный сольный сет на одной из церемоний вручения премии «Золотая Горгулья»: тогда выяснилось, что даже публике с хорошим вкусом сложно выдержать час музыки, в которой много чего было, но не было важнейшей для московских клубных подмостков увеселительно-развлекательной составляющей. В итоге народ Корнея слушать по большому счету не пожелал, да и его сольные альбомы удостаивались не более чем вежливых сетевых похвал, которые на хлеб не намажешь. Кстати, не факт, что Тому Йорку и Моби, будь они российскими музыкантами, не пришлось бы подрабатывать аранжировщиками у тутошних попсарей, а музыку свою писать чисто для души.
Не знаю, были ли у Владимира Корниенко какие-то иллюзии насчет продвижения своих сольных песен, но альбом «Солнце на поводке» оказался самым доходчивым в его дискографии. Если абстрагироваться от личности и бэкграунда автора, пластинку можно принять за творчество какого-нибудь «фабриканта», после пяти лет контрактной кабалы ушедшего наконец от продюсера и решившего что-то сочинить. Нет, к звуку и аранжировкам нет никаких претензий, да и фальцет кое-где просматривается, но смычка качественных и актуальных стилей с традиционной российской попсой выглядит тут местами пугающе. При этом совершенно нельзя сказать, что «упрощенный» Корней преследует какие-то коммерческие цели: это скорее инди-поп, по-прежнему имеющий очень мало точек пересечений с «телевизионным» шоу-бизнесом; тем не менее во все еще существующем делении на рок и попсу как «нашу» и «не нашу» музыку Владимир «кланово», конечно, «наш», а музыкально – уже абсолютно нет.
Тексты у Корнея, конечно, посложнее, чем в поп-музыке, но не без шероховатостей, свойственных инди. Из условно социальных проблем затрагивается только автобиографичный переезд с Украины в Москву, которому посвящены целых две песни - «Мск» и «За сотку до Речного». Рефрен «Отвези молодца с объездного кольца за сотку до Речного» довольно четко характеризует и поэтический метод Корнея, и ментальные сложности существования мигрантов в столице России. Москвичи ведь не называют ни одно из колец «объездным», а настоящие поэты-песенники не стали бы использовать сомнительный в данном контексте термин «молодец». Впрочем, на альбоме есть и несколько неплохих лирических вещей – «Вдвое», «Пожалуйста», «Я не живу без тебя», «Двойное дно» и «Забываешь так легко», слишком легких для бывшего гитариста Земфиры и слишком умных для отечественного поп-музыканта.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia