Стас Барецкий - «Романтик б… коллекшн» **
Shnur0k.ru. Релиз диска состоялся в ноябре.
Устрашающего вида огромный мужчина, работающий охранником на рынке, волею шнуровской тусовки превратился в музыкального деятеля. На концертах «Ленинграда» Стас Барецкий порой отвечал за перформанс, выражающийся в сидении на сцене и грозном поглядывании в зал. Кроме того, Барецкий сам пишет песни и как бы поет; в полном соответствии с внешними данными из-под его пера выходит главным образом матерный и предельно неприятный шансонообразный рэп, который почему-то любят аранжировать петербургские кудесники электронного звука. Дальше происходит нечто непонятное: вопрос, кому могло бы понадобиться такое творчество, перестает быть риторическим, ибо все, что хоть как-то связано с Сергеем Шнуровым или, скажем, группой «Елочные игрушки», не может быть прямым текстом названо г…ом, а как минимум проходит по ведомству интеллигентского заигрывания с маргинальной тематикой. Типа, увидел лысого громилу, хрипло и устрашающе матерящегося в микрофон, – улыбнись и порадуйся хотя бы тому, что встреча с ним произошла на сцене, а не в жизни.
Имидж имиджем, но из прессы нам известно, что в произведениях Стаса Барецкого, которому, кстати, нет еще и сорока лет, много автобиографичного. По крайней мере, бытовая неустроенность и интерес к темным сторонам жизни явно произрастают из опыта работы на рынке и кладбище. После альбома «Электронщина» Барецкий шесть лет не выпускал дисков, и, судя по аудионовинке с непристойным названием, серьезных изменений не произошло ни в жизни Стаса, ни соответственно в его творчестве. Однообразная мрачность автора-исполнителя по традиции оттеняется аранжировочными фишками. Так, диск начинается песней «Россия», в которой обильно цитируется одноименное произведение Игоря Талькова – Барецкий лишь добавил собственных речитативов, из которых следует, что поругание страны вандалами успешно продолжается. Та же тема продолжена в «Той, которую прое…ли», но опять-таки за ругательствами сложно расслышать зерно здравомыслия и гитарное соло. «Осень» объединяет в себе посвящение матери, блатную душевность, плачущую акустическую гитару – тем не менее зловещих интонаций в манере бубнежа исполнителя не убавляется. Песня «Нойз, ты пидор» появилась в разгар прошлогодней творческой ссоры Ивана Алексеева и Сергея Шнурова: Станислав Барецкий вмешался в этот спор по-пацански веско, опубликовав клип, в котором лично хоронил труп Нойза МС. Ныне разногласия рок-героев преодолены, что не помешало Барецкому включить утративший актуальность трек в новый альбом – не пропадать же добру. Самым ярким номером пластинки оказался дуэт с певицей Сукой «Любовь». Во-первых, вызывает удивление популярность слова «сука» в музыкальном словаре сезона: выпущено целых два хита под названием «Сука» (группами «Девушки Эйнштейна» и «Горностай»), а теперь еще и исполнительница появилась. Во-вторых, трек «Любовь» хорош тем, что Барецкого там немного, поет в основном девушка. Впрочем, на этом яркость и заканчивается: похабные куплеты в исполнении дамы – это, мягко говоря, не Стаса Барецкого изобретение.
Среди остальных треков еще сложнее выделить что-то непредсказуемое: квакающая стилизация под диско в аранжировке «Раскатов грома»; «Робинзоны», рифмующиеся с «зонами»; угрозы в адрес телеюмористов в «Гомиках»; тюремный «Романс за пацана; женские бэки в «Поклонницах». Все это вряд ли заставит нас с нетерпением ждать следующего альбома Стаса Барецкого или рекомендовать кому-то нынешний.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia