«Монгол Шуудан» - «Естественный отбор» ***

Navigator Records. Релиз диска состоялся в декабре.
В одной из ранних «Серебряных калош» была номинация «за долгую жизнь в искусстве, не совпадая с искусством». Почему-то вспомнилось. Группа «Монгол Шуудан» существует с 1988 года и за свою долгую жизнь только пару раз попала в какие-то актуальные тренды. Сначала это было сразу после создания коллектива – Валерий Скородед начал сочинять песни на анархическую тему, снабжая тексты про Гражданскую войну жесткими фолк-панковыми мелодиями. Звучало это довольно свежо, и «Монгол Шуудан» какое-то время простоял в ряду с другими оригиналами с необычными названиями вроде «Ногу свело» или «Бахыт-компот». Следующий счастливый билет «монголы» вытащили, написав композицию на стихи Сергея Есенина – «Москва» к середине 90-х стала общенациональным хитом, но удержать успех группа не смогла: появившиеся вослед произведения собственного сочинения явно не дотягивали до главного хита. (Скородед еще пару раз писал на стихи Есенина – но уже с нулевым резонансом.) Спустя 23 года после создания команда так и не смогла предложить какую-нибудь другую идею, продолжая носиться на музыкальной тачанке по голым монгольским степям. Музыку они по-прежнему играют вполне бодрую и энергичную, но поклонников у Валерия Скородеда и его часто меняющейся компании вряд ли становится больше. «Монгол Шуудан» давно не интересен мейнстриму, не проходит по ведомству экспериментаторов – в общем, существует в какой-то собственной резервации. Что уж говорить, если даже новый альбом «Естественный отбор» появился у меня раньше, чем анонс о его релизе.
Над пластинкой «монголы», между прочим, работали пять лет – возможно, этим объясняется ее немилосердный хронометраж. Обращает на себя внимание наличие альтернативной обложки: на «основной» боец тоскует над павшим конем, а на «дополнительной» наоборот – конь склонился над бездыханным воином. Песен за годы подготовки накопилось аж 16, что, учитывая неизменность тематики поэзии Скородеда, не сулит слушателю большого разнообразия впечатлений. Вот несколько названий: «Полцарства за коня!», «Иди, убей Бакунина!», «Живые будут завидовать мертвым», «Награбленное грабь!», «Зато пожил…» и т.д. В музыке автор напропалую копирует свои ранние мелодии, а в текстах вновь толпами встают мертвые с косами и прочие штампы из фильмов о Гражданской войне, которые нынешнее юношество не смотрит совсем. Впрочем, аранжировки у «Монгол Шуудана» получаются очень даже тонизирующими: знакомый голос Валерия Скородеда ничуть не утратил задора, а гитарные соло Вадима Котельникова являются одним из главных украшений диска. Однако трудно представить какое-то прикладное применение «Естественному отбору»: диск несомненно бодрит, но вот кого он бодрит, сказать сложно. Пластинку явно не следует слушать в одно лицо за рабочим столом, но при каких обстоятельствах ее можно включить в теплой компании, у меня придумать фантазии не хватает.
Приверженность Скородеда к единственной теме слегка выходит ему боком в песне «Любо, любо мне…» Строчки типа «сдохни, власть вседержащая», и «наверху сидят, чешут лбы, как еще обмануть народ» оставляют простор для широкой трактовки, однако кто ж поверит, что автор имел в виду наших современных правителей, а не проклятый Совнарком?
Алексей Мажаев, InterMedia