Леонид Агутин – «Время последних романтиков» ****

«Квадро-диск». Релиз состоялся в марте.
В 1996 году диск под названием «Последний романтик» выпускал Валерий Меладзе. Помнится, певец тогда подробно и внятно объяснял название своего альбома – мол, «романтизьм» из музыки ушел, кругом сплошная бездуховная попса, а он, прекрасноголосый воспеватель светлых чувств, чувствует себя в этой атмосфере белой вороной и последним могиканином. В программе презентации «Последнего романтика» произошел не очень романтичный эпизод. Издатель, студия «Союз», отмечала выход «немодного» альбома с большим размахом и организовала парад «Девушек из высшего общества» (помните такую песню?) по Арбату. Девушки были набраны из поклонниц Меладзе. После шествия верным фанаткам было обещано приглашение на презентацию в казино «Метелица», однако туда массовку из «высшего общества» не пустили. Девушки плакали и ругали администрацию казино и менеджмент артиста – в самом деле, не мог же сам «последний романтик» распорядиться не пускать своих использованных поклонниц на «пати»?
Спустя 16 лет термин пригодился Леониду Агутину. Правда, он не стал единолично присваивать себе звание последнего романтика, но грустно заметил, что таковых остается немного, это опять уходящая натура. Романтизм Агутина выражается прежде всего в том, что рамки, отведенные ему российским шоу-бизнесом, артиста не вполне устраивают. Он то бросается записывать международного качества альбом с Алом Ди Меолой, то покоряет своими песнями взыскательную кубинскую аудиторию – но эти важнейшие в биографии любого настоящего артиста события не находят почти никакого отклика в отечественной прессе, которую по-прежнему интересуют два вопроса: пьянство Агутина и его развод с Анжеликой Варум. На родине у Леонида есть уютная стилистическая ниша, которая ему тесна. Однако его качественная поп-музыка с налетом латино не востребована ни на рок-фестивалях, ни в фонограммных сборных солянках – ценителей, способных поймать кайф от слаженной игры сопровождающего оркестра, приходится собирать один-два раза в год на больших сольных концертах (самое интересное в которых начинается после второго биса, когда торопыги убегают в гардероб, а остаются только посвященные).
Альбом «Время последних романтиков» прекрасно иллюстрирует эту ситуацию. Агутин добросовестно отрабатывает обязательную программу из нового лирического дуэта с Анжеликой «Как не думать о тебе», коммерчески перспективного семейного квартета «Агутиных-Пресняковых» «Быть частью твоего», латинообразных треков «в своем стиле» «Всё еще вернется» и «Бедная Марта», красивого медляка «Ты не знаешь» - и хотя бы для слушателей альбома (с которым, к слову, можно бесплатно ознакомиться на «Яндекс-музыке») раздвигает привычные границы. Так на пластинке появляются «Havana», которая уже никакая не стилизация, а настоящая испанская песня, дуэт с Валерием Сюткиным «Я уезжаю» в стиле разудалого кабацкого шансона, военная композиция «Не позволь мне погибнуть» и заглавный трек, в котором вообще сложно узнать Агутина – он звучит то ли как ранний Градский, то ли как задумчивая песня группы «Воскресение». А ведь есть еще сюита "Что есть любовь", чуть-чуть опоздавшая на легендарную пластинку "По волне моей памяти". Впрочем, для станций, свято блюдущих рок-формат, саунд – не аргумент, ведь имя у артиста для их волн по определению неподходящее. Тем не менее слава последним романтикам – тем, кто не хочет довольствоваться пожизненным приглашением на «Дискотеку 90-х» и вопреки ярлыкам продолжает талантливо и вдохновенно делать свое безнадежное дело.
Алексей Мажаев, InterMedia