Леонид Агутин – «Время последних романтиков» ****
«Квадро-диск». Релиз состоялся в марте.
В 1996 году диск под названием «Последний романтик» выпускал Валерий Меладзе. Помнится, певец тогда подробно и внятно объяснял название своего альбома – мол, «романтизьм» из музыки ушел, кругом сплошная бездуховная попса, а он, прекрасноголосый воспеватель светлых чувств, чувствует себя в этой атмосфере белой вороной и последним могиканином. В программе презентации «Последнего романтика» произошел не очень романтичный эпизод. Издатель, студия «Союз», отмечала выход «немодного» альбома с большим размахом и организовала парад «Девушек из высшего общества» (помните такую песню?) по Арбату. Девушки были набраны из поклонниц Меладзе. После шествия верным фанаткам было обещано приглашение на презентацию в казино «Метелица», однако туда массовку из «высшего общества» не пустили. Девушки плакали и ругали администрацию казино и менеджмент артиста – в самом деле, не мог же сам «последний романтик» распорядиться не пускать своих использованных поклонниц на «пати»?
Спустя 16 лет термин пригодился Леониду Агутину. Правда, он не стал единолично присваивать себе звание последнего романтика, но грустно заметил, что таковых остается немного, это опять уходящая натура. Романтизм Агутина выражается прежде всего в том, что рамки, отведенные ему российским шоу-бизнесом, артиста не вполне устраивают. Он то бросается записывать международного качества альбом с Алом Ди Меолой, то покоряет своими песнями взыскательную кубинскую аудиторию – но эти важнейшие в биографии любого настоящего артиста события не находят почти никакого отклика в отечественной прессе, которую по-прежнему интересуют два вопроса: пьянство Агутина и его развод с Анжеликой Варум. На родине у Леонида есть уютная стилистическая ниша, которая ему тесна. Однако его качественная поп-музыка с налетом латино не востребована ни на рок-фестивалях, ни в фонограммных сборных солянках – ценителей, способных поймать кайф от слаженной игры сопровождающего оркестра, приходится собирать один-два раза в год на больших сольных концертах (самое интересное в которых начинается после второго биса, когда торопыги убегают в гардероб, а остаются только посвященные).
Альбом «Время последних романтиков» прекрасно иллюстрирует эту ситуацию. Агутин добросовестно отрабатывает обязательную программу из нового лирического дуэта с Анжеликой «Как не думать о тебе», коммерчески перспективного семейного квартета «Агутиных-Пресняковых» «Быть частью твоего», латинообразных треков «в своем стиле» «Всё еще вернется» и «Бедная Марта», красивого медляка «Ты не знаешь» - и хотя бы для слушателей альбома (с которым, к слову, можно бесплатно ознакомиться на «Яндекс-музыке») раздвигает привычные границы. Так на пластинке появляются «Havana», которая уже никакая не стилизация, а настоящая испанская песня, дуэт с Валерием Сюткиным «Я уезжаю» в стиле разудалого кабацкого шансона, военная композиция «Не позволь мне погибнуть» и заглавный трек, в котором вообще сложно узнать Агутина – он звучит то ли как ранний Градский, то ли как задумчивая песня группы «Воскресение». А ведь есть еще сюита "Что есть любовь", чуть-чуть опоздавшая на легендарную пластинку "По волне моей памяти". Впрочем, для станций, свято блюдущих рок-формат, саунд – не аргумент, ведь имя у артиста для их волн по определению неподходящее. Тем не менее слава последним романтикам – тем, кто не хочет довольствоваться пожизненным приглашением на «Дискотеку 90-х» и вопреки ярлыкам продолжает талантливо и вдохновенно делать свое безнадежное дело.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia