Юлия Певзнер: «Художественные решения приходят во время работы с материалом»
Вслед за питерской «Царской невестой» режиссера Андрея Могучего свою версию драмы Мея на музыку Римского-Корсакова представит российско-израильский режиссер Юлия Певзнер. 22 февраля 2014 года на исторической сцене Большого театра будет показана новая оперная постановка в реконструированных с 1955 года декорациях знаменитого художника ГАБТа Федора Федоровского. О людских страстях, душевном диалоге и спирали в истории Юлия Певзнер рассказала корреспонденту InterMedia Анне Ефановой перед премьерой.
– По вашему мнению, «Царская невеста» рождает происходящее на сцене или то, что творится, само изобретает ее?
– Она далеко не verismo, где все сценические ситуации прописаны в партитуре авторскими ремарками и музыкальной тканью. Часто их надо создавать в рамках «музыкальных номеров», где действие как будто бы останавливается, и композитор пишет или внутреннее состояние своих героев (например, трио Бомелия, Грязного и Любаши в первом действии), или задерживается и развивает музыкальную идею, не имеющую непосредственное влияние на сюжет (например, секстет и хор в 3-м).
– Вы иллюстрируете сюжет драмы Мея?
– Я думаю, что мы стремимся ясно и выразительно рассказать историю Марфы, Любаши и Грязного, посмотреть на неё глазами современного человека и обнаружить, что человеческие страсти не меняются. Только «исторический фон» другой — два любовных треугольника на фоне опричнины XVI века в музыке XIX века на сцене театра в XXI веке. Нужно найти точки соприкосновения и «душевный диалог».
– Помимо общих людских страстей какие Вы видите точки соприкосновения между тремя эпохами?
- Жестокость окружающего нас мира.
– Считается, что душевный диалог позволяет извлечь жизненные уроки через личностный опыт. Что бы Вы хотели, чтобы осознали те зрители, которые посмотрят Ваш спектакль?
– Мне бы хотелось, чтобы они поняли и прочувствовали, как можно, не желая того, принести горе любимому человеку, если больше любить себя. Ведь когда Грязной, ослеплённый страстью, вместо самопожертвования — позволить Марфе быть счастливой — идёт к насилию над ее волей, то губит и себя, и ее.
– Для вас главная героиня — Марфа?
– Сложно сказать. Обе героини «Царской невесты» — роковые женщины, но очень разные. Марфа даже не представляет себе, какова сила ее красоты, и поэтому становится жертвой. С одной стороны, она — продукт воспитания девочки в «хорошей купеческой семье», которая знает свое место. Но, в то же время, ее трудно назвать обычной девушкой — в ней есть потаённый огонь.
Любаша не готова принять отказ. Она по природе своей непослушна, согласна во имя своей любви поступится общественными нормами и даже погубить свою душу. И где-то теплится сомнение: почему опера названа именем Марфы, хотя понятно, что «Царская невеста» — это замечательный заголовок, попадающий в точку. Также как не совсем ясно название «Евгений Онегин», где главная героиня — Татьяна. Или «Вертер», где по-настоящему главный женский персонаж — Шарлот.
– Среди мужчин на пьедестале почета Грязной?
– Да, без сомнения. Малюте принадлежит честь не только быть непосредственным участником событий в своём лице, но и представлять волю Грозного. Бомелий — это «инструмент»: деловой человек, выставляющий на продажу свои знания и не задумывающийся над моральными проблемами. Собакин — нормальный папаша, желающий получше выдать дочь. Лыков — жертва обстоятельств: неудачник, которому просто не повезло.
– Вашу режиссерскую фантазию питала музыка, драма или все вместе?
– В опере драмы без музыки не бывает, поэтому я стремилась к реализации «Царской невесты» как музыкальной драмы, в которой всё подчинено идее судьбы женщины в жестоком мире, управляемом мужчинами. Я прочитала много книг о жизни Ивана Грозного и его эпохе, пересмотрела фильм Эйзенштейна и более современные фильмы. Искала вдохновения и в творчестве Федоровского, но старалась не забывать, что в опере XVI век — не более чем «исторический фон».
– История повторяется или логика исторических событий обратно пропорциональна человеческой духовности в данном случае?
– Безусловно повторяется. И хочется надеяться, что по спирали, а не просто кругами.
– Насколько трудно вам было выписывать свою режиссерскую концепцию в сложившийся художественный ряд?
- Мне было непросто. Главное — найти правильный стилистический баланс.
– Декорации Федора Федоровского современны?
- Нет, я так не считаю. Декорация IV акта могла бы быть для меня, наверное, современна, если бы мы к ней пришли по-другому: не через ряд «реалистических» изб. Декорация II акта тоже очень красива.
– Вы впервые поставите «Царскую невесту» на сцене.
– Да, хотя это моя любимая опера Римского-Корсакова. Наравне со «Снегурочкой» и «Китежем».
– Приглашение о постановке вы получили еще при бывшем музыкальном руководителе и главном дирижере Большого театра Василии Синайском. Как вы отреагировали на его уход?
– Я была очень удивлена.
– Вам было важно, кто встанет за дирижерский пульт, чтобы представить оркестровую часть Вашего проекта?
Безусловно.
– Что вам нравится в дирижерской работе Геннадия Рождественского?
– Он — потрясающий музыкант, харизматичный лидер, и истинный человек театра.
– О хорошем приеме спектакля в зале вы всегда задумываетесь вначале или скорее, размышляете о дальнейших действиях в случае обратного исхода?
– Всегда приятно, когда публика в зале хорошо принимает постановку. Но я не сказала бы, что мы с коллегами начали совместную работу с вопроса, что больше понравится публике. Художественные решения, служащие сценическому воплощению музыкальной драмы, приходят во время работы с материалом. Я часто ставлю себя на место зрителя и задаю себе вопрос: что должен зритель в этот момент почувствовать? И потом думаю, как этого добиться.
В новом фильме «Хичкок» есть замечательный момент: Во время премьерного показа «Психо», режиссёр, не находясь в зале, дирижирует движениями/ реакциями зрителей во время сцены в душе, а следующий кадр показывет зрительный зал, где все абсолютно зрители движутся в унисон, следя за происходящим на экране.
– Какой реакции после премьеры Вы ожидаете у зрителей, участников спектакля и музыкальных критиков?
– Жизнь покажет.
Фотограф - Йоси Цвекер
Определен состав жюри конкурса «Голоса Родины–2024»
Произведения участников Всероссийского творческого конкурса композиторов и поэтов на создание патриотической песни «Голоса Родины» будут оценивать видные деятели культуры и искусства. Конкурс проводится Российским музыкальным союзом (РМС) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Прием заявок на конкурс открыт с 1 марта по 8 сентября 2024 года. К участию приглашаются авторы патриотических песен на русском языке, написанных не ранее января 2023-го. В этом году конкурс проводится в четырех номинациях: «Великая Россия», «Родной край», «Военно-патриотические песни» и специальная номинация «Приз зрительских симпатий». Подать заявку можно через сайт проекта www.golosa-rodiny.ru.
В жюри отборочного этапа вошли музыковед Ольга Пашинина, автор программ радио «Орфей» Йосси Тавор, генеральный директор журнала «PianoФорум» Марина Задерацкая, музыкальный продюсер Айк Григорян и композитор Павел Левадный.
До 18 октября судьи выберут 12 лучших композиций, которые прозвучат в финале. Финальный гала-концерт конкурса, приуроченный ко Дню народного единства, состоится в Москве.
Жюри финала конкурса:
- Александр Клевицкий – генеральный директор РМС, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ;
- Лариса Назарова – генеральный директор Благотворительного фонда актеров, актриса, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Российской академии художеств;
- Александр Шаганов – поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням;
- Людмила Сироткина – начальник отдела музыкального искусства и народного творчества Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ;
- Юрий Потеенко – композитор, хоровой дирижер, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств РФ, пятикратный лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму»;
- Татьяна Рогозина – поэтесса, композитор, автор-исполнитель, общественный деятель, член Союза писателей России, лауреат премий «Песня года» и «Шансон года»;
- Александр Симоненко – композитор, автор музыки и музыкального оформления к спектаклям, полнометражным фильмам, телесериалам и спортивным шоу.
- Конкурсанты, ставшие победителями и призерами в номинациях, награждаются дипломами лауреатов конкурса – первой, второй либо третьей степени и памятными призами. Конкурсанты, ставшие победителями в номинациях, получают денежные призы. Оценка исполнений музыкальных произведений в специальной номинации «Приз зрительских симпатий» осуществляется путем зрительского голосования на сайте проекта.
Игорь Бутман выступит со своим оркестром в Китае
Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана даст концерты в в КНР 25 и 26 мая 2024 года. Выступления состоятся в рамках перекрестных Годов культуры России и Китая на открытой площадке у Великой Китайской стены.
- Мы уже несколько раз были с гастролями в Китае, - сказал ТАСС Игорь Бутман. - Я выступал в Шанхае и на острове Хайнань. С Московским джазовым оркестром мы три дня выступали в культовом клубе Blue Note в Пекине - концерты прошли с большим успехом. В этот раз 25 и 26 мая мы сыграем все самое лучшее, что у нас есть на открытой площадке у Великой Китайской стены. С нами будет виртуозный пианист и вокалист Олег Аккуратов, а также солистка оркестра Фантине.
В программу войдут известные китайские песни в джазовой обработке Московского джазового оркестра плюс отечественные классические и джазовые композиции и авторская музыка Бутмана.
- Представим всех солистов-инструменталистов, - отметил саксофонист. - Одна из наших задач показать наш импровизирующий джазовый оркестр, работающий в разных стилях, играющий разный репертуар. А привезем мы в Китай все самое лучшее!
Как мы сообщали ранее, Денис Мацуев также планировал гастрольный тур по Китаю в мае 2024 года.
Сергей Шнуров выпустил «Дракона» из нового «Майора Грома»
Премьера новой песни Сергея Шнурова «Дракон» состоялась 23 мая 2024 года. Цифровой релиз сингла осуществили «Первое музыкальное издательство» и лейбл ShnurOK. Песня вошла в фильм Олега Трофима «Майор Гром. Игра». В тексте песни содержатся аллюзии на «Последнего героя» и «Звезду по имени Солнце» группы «Кино».
- Здесь правит жадность и сила, зависть здесь правит и лесть, будь осторожен мой милый, прежде чем с лошади слезть, - поет Сергей Шнуров.
Ранее создатель трех лент о майоре Громе, базирующихся на одноименном комиксе, Олег Трофим допустил съемки продолжения кинофраншизы.