Никита Михалков: «Российские фильмы берут на фестивали только потому, что они показывают, как безобразно живут наши люди»
О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И «СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ»
– Я никогда не снимал кино к датам. И «Солнечный удар» по Бунину вовсе не приурочен к столетию Первой мировой войны. Но я уверен, что к моменту выхода у многих создаться ощущение, что снимал я ее как раз к юбилею… Вообще история Первой мировой для нас оболгана, еще в школе. А война эта была, по большому счету, победоносная. И если бы не предательство, которое было вокруг, неизвестно, что было бы с миром… И это одна из самых кровавых войн, по своей жестокости - одна из самых страшных в истории, с газовыми атаками, с бронетехникой. Не созрела еще у нас серьезная и глубокая точка зрения на эти события! Слишком долго вбивали в голову, что это - кровавые мерзости царского режима, проигранная из-за того, что режим прогнил. Должно пройти время, чтобы отношение поменялось…
Я сделал заявку на то, чтобы снять фильм по рассказу Бунина 37 лет назад. Но никак не мог подойти к этой картине, пока не пришла в голову мысль соединить «Солнечный удар» и «Окаянные дни», потрясающий документ эпохи, дневник, который Бунин вел в годы революции и гражданской войны, страстный, жестокий, грандиозный, абсолютно не похожий на Бунина по желчности, язвительности, обиде. Я читал его давно, еще в самиздате. И решил совместить счастливый, сумасшедший день, который проживает герой «Солнечного удара», и леденящие документы послереволюционной эпохи. В чистом виде «Солнечный удар», летящая, прозрачная история, был бы хорош тридцать лет назад… В сегодняшней ситуации эта картина такой быть уже не могла.
Кроме киноварианта, будет пятисерийный телевизионный. Мы пытались снять как бы историческую хронику, как бы документальный фильм о событиях 1920 года, потому и картинка нарочито небрежная, камера иногда даже не очень сфокусирована – в отличие от той части, действие которой разворачивается в 1907 году, роскошной и летней… Я снял картину не на пленку, а на «цифру», к которой раньше относился хладнокровно – и относился несправедливо. С теми новейшими технологиями, которые мы использовали, появляются невероятные возможности в плане цветопередачи, например – картина выглядит так, словно снята на прекрасном «Кодаке». Материала очень много, десятки часов, но не потому, что я много разного наснимал – а потому что обснимал сцену с разных точек. С цифрой это удобно.
О КВОТИРОВАНИИ
– Квотирование существует в демократической стране Франции. Но оно было введено сразу после Второй мировой войны. Тогда Голливуд еще не распространил свою мощь и свои щупальца по всему миру. Потом французов пытались столкнуть с этого пути. Не удалось – они, счастливые, культивируют свой кинематограф. Я лично их отлаженной системе завидую. Но в нашей стране провести сейчас закон о квотировании – значит немедленно убить прокат! Начнется саботаж со стороны кинотеатров. Говорили о том, что можно выпускать исключительно российские фильмы, например, в новогодние каникулы - но в этом тоже есть некая ущербность. Победа в этом вопросе заключается в качестве нашего кино.
О РОССИЙСКОМ КИНО
— Я в какой-то момент просто потерял надежду на российское кино. Я увидел, какие фильмы идут на западные фестивали - их туда берут только потому, что они показывают, как безобразно живут наши люди… 20 лет назад кино с матерком, с ворами в законе, с коррупцией воспринималось как нечто очень смелое. Помните, какой бум был вокруг «Маленькой Веры»? А сейчас ее уже можно показывать в «Спокойной ночи, малыши». За эти годы девальвировалось понятие правды, понятие искренности и объективности. Как говорил один мудрый старец, «Жестокая правда без любви есть ложь». Если в фильме нет сострадания, присущего русскому человеку, русский человек устает, он портится, он начинает хандрить и уже не хочет смотреть русские картины. Мата он и так наслушался в метро. У него нет стимула платить деньги за билет. Но надежда ко мне вернулась, когда стали появляться иные, человекообразные фильмы: скажем, «Остров» Лунгина, который не побил кассовых рекордов, но развернул людей в сторону национального кино, вернул интерес, который был утерян. Это и «Водитель для Веры», и «9 рота», и картина нашей студии «Легенда № 17» - фильмы, которые можно смотреть всей семьей, которые уже не разделяют семьи по принципу «Мужу можно ее смотреть, а жене не стоит, а уж детям - ни в коем случае». Фильмы, которые вызывают у людей уважение и сострадание к своим соотечественникам! Если есть будущее у нашего кино, оно связано именно с тем, чтобы люди, делающие кино, уважали тех, о ком снимают и тех, для кого снимают. То есть сами себя. А заставлять людей идти на русский фильм, запрещая американские - наивно. Сами будем потом над собой издеваться, поняв, что сделали очередную глупость. Условно говоря, чтобы пропагандировать православие, надо не мечети ломать, а храмы строить, вот в чем дело!
О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ ИНТЕРЕСНЫМ
– Самая большая ошибка – снимать фильм, думая о том, как сделать его интересным зрителю и фестивалям. Радость должна быть нечаянной. Сделать фильм на злобу дня, надеясь, что именно поэтому его оценят, можно. Но за этим не будет стоять чего-то божественного. Единственный путь к тому, чтобы сделать востребованный фильм – быть самим собой. Гармония, к сожалению или к счастью - это когда то, что ты хочешь сделать, совпадает с тем, что можешь. Огромное количество бед в художественных семьях – из-за того, что люди считают, что могут что-то сделать только потому, что хотят. И тут надо быть четким, жестким, уметь остановить человека от страшной ошибки, не дать ему стать несчастным на всю жизнь. Я должен увидеть в твоей картине твое лицо. Когда вы смотрите фильм Феллини, начав с середины, вы сразу четко понимаете, что это не Сергей Бондарчук. А смотря «Войну и мир», вы понимаете, что это не Феллини.
О ВИНЕ
– Странная история с вином. Я ведь никогда винным человеком не был! Но мой товарищ, бизнесмен, однажды мне сказал: «Есть в Италии гибнущий виноградник, очень старый». Вино, хлеб – это ведь библейские вещи, в них есть что-то мистическое… И мы решили попробовать заняться виноделием. Получилось замечательно! Партию вина мы назвали Dodici, что значит «Двенадцать». Сейчас будет новая серия – с тех же виноградников, но из других сортов, - будет называться «Очи черные». А потом появится сладкое вино «Урга». Я никогда бы не дал разрешения назвать что бы то ни было в честь своей картины, если бы не был уверен в качестве. Вот это вино - качественный продукт! У меня Берлускони забрал два ящика, потом прислал фотографию с подписью «Дорогой Никита, спасибо тебе за общение и за вино», я немедленно переслал ее виноделам, они из нее сделали огромный постер, он у них сейчас висит. Но это не коммерческая история, она не приносит денег, дай бог чтобы себя окупало. В партии четыре-пять тысяч бутылок, кажется, что это много, на самом деле – нет.
О ДЕТЯХ И ВНУКАХ
– Когда Тема, президент нынешнего фестиваля, и его сестра Анечка были маленькими, мы жили на даче. Однажды дети сказали: «Папа, хотим черепаху». Я спросил: «А вы будете за ней ухаживать?» «Будем, будем!» - пообещали они. Каждый день смотрю – черепаха в коробке. И вдруг… Травка на месте, блюдечко с водой на месте, а черепахи нет. Вечер – черепахи нет. Ночь. В час ночи бужу детей: «Где черепаха?» Оказалось, они пошли с ней гулять, потом их позвали обедать, и они черепашку забыли. А ну, встали! Фонарики в руки, ищите. К семи утра в слезах, в соплях, перемазавшиеся, исцарапанные, они принесли домой черепаху. И сказали: «Давай отдадим ее лучше в школу!» Важно сосредоточить человека на уважении к живому существу и к своему слову.
Моя внучка Наташа, дочка Артема, сейчас снялась в «Солнечном ударе». Она очень способная девочка, очень пластичная, очень хитрая по-актерски, веселая, умная. Роли у нее в «Солнечном ударе» особой нету – она сидит и смотрит, как фокусник показывает фокусы. Сцену снимали четырьмя камерами. И когда я отдал этот материал монтажеру, и он начал складывать этот большой эпизод, все время вставлял кадры с ней. «Слушай, она так реагирует на все потрясающе, вообще такая выразительная!» И он при этом совсем не знал, что это моя внучка – я поначалу даже заподозрил его в подхалимаже!
А что касается остальных моих внуков, никто из них никогда не просился у меня сниматься…Ну а мне зачем, с другой стороны, растить конкурентов? Они такие самостоятельные. Называют меня Никитон, никакого почтения. Но я, в общем-то, очень рад.
(Денис Корсаков, «Комсомольская правда», 29.04.14)
«Повелитель ветра» и «Слово пацана» получили Национальную премию интернет-контента
Церемония вручения III Национальной премии интернет-контента состоялась 30 мая 2024 года в Москве. Она была организована Институтом развития интернета (ИРИ).
Обладателем награды в категории «Игровой фильм» стал «Повелитель ветра» режиссера Игоря Волошина. В сериальных номинациях победу одержали «Плейлист волонтера» и «Политех». Специальный приз «Сила в правде» получил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», а проектом года учителя назван сериал «Большая перемена».
Райан Гослинг и Сандра Хюллер сыграют в научно-фантастическом фильме «Проект «Аве Мария»
Сандра Хюллер («Анатомия падения», «Зона интересов») и Райан Гослинг исполнят главные роли в фильме «Проект «Аве Мария» (Project Hail Mary). Как сообщает Deadline, это экранизация научно-фантастического романа Энди Вейера (автора «Марсианина»). Книга вышла в 2021 году. Сценарий написал Дрю Годдард («Марсианин», «Война миров Z»), режиссерами станут Фил Лорд и Кристофер Миллер («Мачо и ботан», «ЛЕГО Фильм»), они же будут сопродюсировать проект.
По сюжету, учитель естественных наук в средней школе Райланд Грейс (Гослинг) просыпается на космическом корабле, потеряв воспоминания о том, кто он и как туда попал. Он должен выяснить, как завершить свою межзвездную миссию по спасению Земли от астрономической катастрофы в полном одиночестве, пока не встретит загадочного инопланетянина, который путешествовал многие световые годы, чтобы спасти свой собственный вид от той же участи.
«Проект «Аве Мария» будет снят в формате IMAX, кинопремьера назначена на 20 марта 2026 года.
Майк Флэнеган перезагрузит «Изгоняющего дьявола»
Режиссер Майк Флэнеган снимет фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist) для студии Blumhouse. Как сообщает Deadline, автор таких популярных кино- и телехорроров, как «Призрак дома на холме», «Доктор Сон», «Клуб полуночников», «Падение дома Ашеров» и других, напишет и снимет совершенно новую историю, действие которой будет происходить во вселенной «Изгоняющего дьявола». В пресс-релизе Blumhouse особо подчеркивается, что это не будет сиквел фильма «Изгоняющий дьявола: Верующий» 2023 года.
- «Изгоняющий дьявола» — одна из причин, по которой я стал режиссером, и для меня большая честь иметь возможность попробовать что-то свежее, смелое и устрашающее в этой вселенной, — говорит Флэнаган . - Воссоединение с моими друзьями из Blumhouse, с которыми я создал некоторые из моих любимых работ, делает это только еще более захватывающим.
Новый «Изгоняющий дьявола» станет четвертым совместным проектом режиссера и студии после «Окулуса» (2013), «Тишины» (2014) и «Уиджи. Проклятие доски дьявола» (2016). Флэнеган недавно завершил работу над «Жизнью Чака» (The Life of Chuck) - научно-фантастической драмой, основанной на новелле из сборника Стивена Кинга 2020 года «Если пойдет кровь».
Первый фильм «Изгоняющий дьявола» был снят в 1973 году режиссером Уильямом Фридкиным, получил четыре «Золотых глобуса», десять номинаций на «Оскар» и стал хоррор-классикой.