Диана Арбенина: «Что-то плохое никогда не провоцировало меня на творчество»
Лидер группы «Ночные снайперы» рассказала корреспонденту InterMedia о недавнем сольном альбоме, степени автобиографичности текстов, виниловой коллекции и о том, что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство. Но в конце концов разговор всё равно скатился к политике.
- Альбом «Мальчик на шаре» выпущен как сольная работа. Почему он не стал очередным номерным диском «Ночных Снайперов»?
- А писать было не с кем. На тот момент группы фактически не было: она только концертировала, а внутри никак не жила. У нас даже не было репетиций, и взаимопонимание куда-то сгинуло. И я решила, что могу себе позволить поработать с другими музыкантами. Что характерно, музыканты которые играют сейчас в группе, это поняли правильно: обид нет.
- В чем выражалось отсутствие взаимопонимания? Музыканты хотели ехать «по накатанной»?
- Да, по накатанной: концерты, концерты, концерты, концерты. Песен хватит, чтобы до конца жизни играть, и вот ты ездишь, а желания совместно поработать над чем-то новым не было. во всяком случае никто не проявлял инициативу.
- И каким образом подбирались другие музыканты?
- Есть такой киевский продюсер Евген Ступка, невероятно клевый парень. Мы знакомы с времен альбома «Цунами», который он с нами писал в 2000 году. Я ему позвонила с вопросом, кого он может мне порекомендовать. А Ступка писал много групп, в частности, «Ундервуд», и он мне посоветовал Корнея (гитариста Володю Корниенко). Он также хорошо знал Петра Чернявского, бывшего музыканта «Океана Эльзы», а эти парни с собой привели самарского барабанщика Стаса Опойченкова. Вот так всё и произошло.
- Не возникло желания рекрутировать их в новый состав «Снайперов»?
- Да нет, не было такой цели. Хотелось просто вместе поработать, а первоначальная цель заключалась в том, чтобы записать три песни. Я, как и многие музыканты, должна периодически записываться, мне просто хочется это делать. Записали эти три песни, кайфанули со страшной силой и решили записать целый альбом. Ступка предложил писать в Таиланде, где он нашёл классную студию. Построил ее один британец, а менеджментом занимается его жена. Ступка там писал каких-то казахов, проникся и меня уговорил: поехали, это ж сольный альбом.
- К тому же в той обстановке ничего не отвлекает.
- Да, там было классно. Я очень не люблю писать в Москве или Питере. Здесь пока ты доедешь до студии, уже и делать ничего не хочется. В Таиланде таких проблем нет, конечно.
- А как появилась песня на французском в «Мальчике на шаре»?
- Она появилась в Таиланде. Можно сказать, благодаря Ступке. Но тут надо знать Ступку. Он гениальный продюсер. В чем это заключается? Он делает вид, что ничего не делает. Сидит, что-то там играет в айпаде, а мы записываем новую песню. И он говорит: «Хорошо. А ты вот здесь не можешь поменять первую долю на вторую?» Барабанщик меняет, и песня начинает звучать. То есть Евген вмешивается редко, но именно тогда, когда это надо делать. А еще у него в студии жесткий распорядок работы и отдыха. Ты приходишь в девять часов утра, ну, в пол-десятого, непременно после плотного завтрака. Я, кстати, после альбома «Цунами» поправилась килограммов на семь, Женя нас так кормил, адский ад. Ровно в 12 ты должен уйти на обед - даже если тебя в этот момент накрывает творческий процесс. После обеда полтора часа ты должен поспать. А потом вечерняя смена. И вот когда парни ушли на обед, я подошла к пианино и, нажав буквально первые два аккорда, «выцепила» эту мелодию и написала песню на французском языке. Потом текст немного поправили, потому что я на французском не говорю, только читать умею.
- Песня «Нью-Йорк» действительно автобиографична?
- Да. Но человека этого я так и не нашла. Действительно летела с ним, была очарована, не познакомилась, написала песню - но он так и не проявился.
- А остальные песни - в какой степени они автобиографичны?
- В каждом случае есть повод, но не более того.
- Но поклонники пытаются вычислить какие-то имена, пароли, явки.
- Да, это забавно.
- Угадывают хоть иногда?
- Нет, конечно (смеется). Но меня поражают некоторые их интерпретации. Например, в песне «Фиеста» есть строчка про Максима, так они решили, что это про пулемет, и что фраза «как мило показать мне Максима» означает расстрел. Вот такую ерунду иногда придумывают. Но люди ищут свой смысл - пусть. Поют мои песни в своей трактовке - пожалуйста. Песня, которая вышла - она уже не твоя, ты к ней имеешь уже опосредованное отношение.
- Пластинки еще кто-то покупает, как вы думаете?
- Я думаю, да. Но ещё более кайфово - то, что народ возвращается к винилу. Я сейчас тоже этим болею. Я нашла все пластинки, которые прилетели со мной из Магадана - еще из родительской коллекции. И друзья мне стали дарить винил. Последние мои приобретения - подарок от друга - две пластинки Rolling Stones, настоящее лондонское издание. Это живая запись, ты слышишь, как она дышит.
- Как игла прыгает, дорожки шуршат...
- Совершенно верно. Диски, безусловно, сейчас покупают. Не в тех объемах, конечно... Страна у нас большая, уровень доходов в городах отличается от Москвы и Питера, и не все могут позволить себе купить.
- Некоторые музыканты отказываются выкладывать альбомы бесплатно, и они в результате оказываются на пиратских сайтах.
- А я выкладываю. Чего жаться-то? Пиратство никак не победишь. Другое дело, что, если ты уважаешь артиста и хочешь качественный звук, то будешь покупать лицензионный продукт. Западло, что ли, 15 рублей заплатить? Вот недавно мне понадобилась запись «Аллилуйи» Леонарда Коэна - заплатила 15 рублей, купила.
- Вам сейчас непросто: концерты отменяются по непонятным причинам, НТВ записывает вас в «друзья хунты». Полезно ли для художника наблюдать за нашим временем? Это может дать какой-то импульс для творчества? Как в Серебряном веке, когда на фоне революционных событий рождались поэтические шедевры.
- Всё зависит от человека. Цветаева, например, в итоге повесилась. И мне кажется, оттого, что не смогла сохранить рассудок, видя, как ее страна превращается в страну быдла. Плюс аресты, тюрьмы - вряд ли это всё очень полезно для художника. Я никогда не пыталась писать из чувства протеста, и что-то плохое никогда меня не провоцировало на творчество. У меня, в принципе, все песни о любви. Так получилось, что я постоянно влюблялась и влюбляюсь. Только одна песня может считаться исключением - «Россия. 37-й», и то там полно литературных образов и персонажей, не имеющих прямого отношения к России 37-го. Например, Эмиль Золя никогда в России не был. Нынешнее время отличается от более страшных времен только тем, что вроде бы ничего ужасного не происходит. Хотя на самом деле происходит, и художник в это время, как мне кажется, должен призывать к спокойствию. И ни в коем случае не будоражить. Мы же всё равно не видим полной картины, мы не знаем, что на самом деле происходит, поэтому провоцировать к агрессии могут только безответственные люди. Призывать можно только одному - не ссориться, не драться. Особенно это касается женщин. Вот я смотрю на своих детей, которые второй день пошли в садик, и думаю: как здорово, что они могут ходить в сад, и нам ничего не угрожает. Мир нужен нам всем.
- Как вы думаете, тем, кто сейчас на вас нападает, потом станет стыдно?
- Не знаю. Не знаю. Я знаю, что не буду останавливаться, буду искренней в своих чувствах и поведении. Нельзя терять человеческое достоинство. Нельзя, чтобы тебе было стыдно за свои поступки и слова. И я бы хотела, чтобы война не была трендом. От этих милитаристских настроений меня просто знобит, они ведут страну к гражданской войне.
- Это когда люди с разными позициями даже не пытаются услышать друг друга и договориться?
- Да. Может, в некоторых случаях лучше и не говорить? У меня есть один знакомый, ему 65 лет, он мне рассказывал, что договорился с другом-историком о политике не говорить. О чем угодно, только не о политике. Он объяснил, что они дружат уже 30 лет, не хотят друг друга терять и понимают, что это глупо - поссориться из-за Обамы, например. Как сказал Стинг в интервью Владимиру Познеру, самое главное - это семья. Если жить в этой системе координат, то полегче станет. Когда я вижу людей, которые призывают кого-то линчевать, я думаю: а у них как дома вообще? Они дома кашу готовят каждое утро? Обедают?
- Так это «диванные войска», они только в интернете такие смелые.
- Да, настолько смелые, что имена свои скрывают. А я когда начала всё это огребать, меня от травли - а по-другому не назовёшь - спасли дети. Мне нужно было каждый день им готовить. Я стояла у плиты, готовила обеды-завтраки-ужины, ходила с ними гулять, учила их читать (и, кстати, научила!) - и понимала, что это важнее всего.
- Много получили слов поддержки в последнее время?
- У меня в фейсбуке не предусмотрены комментарии, я бываю там нечасто. Мы летели после отпуска из Нью-Йорка в Москву, мне позвонили и сказали, что «Букмаркет» мое выступление отменил. И когда я ждала пересадки между первым и вторым самолетом, я написала пост обо всём этом и полетела. Летела девять часов, уже в Шереметьево открыла свою страницу... Там было уже 5800 сообщений со словами одобрения и поддержки. Теперь их около 14 тысяч. Конечно, это здорово. Приятно понимать, что много людей хотят того же, чего и я - спокойствия и нормальной атмосферы в стране.
- Песни в этой обстановке пишутся?
- Да, но все равно только о любви (смеется).
Алексей Мажаев, InterMedia
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.