«Сплин» - «Резонанс, часть 2» ***

2014, Navigator Records
Довольно занятно читать на новый «Сплин» глубокомысленные рецензии, авторы которых пишут что-то вроде «ну наконец-то Васильев записал альбом, о котором не грех упомянуть даже в нашем издании». Почему упоминать о предыдущих альбомах было грешновато, никак не объясняется. Нельзя сказать, что между первой и второй частью «Резонанса» есть какая-то принципиальная разница. Цвет обложки другой, да. Но во всём остальном «Сплин» - группа, крепко держащаяся своих корней. Сам Александр Васильев признаёт, что они с музыкантами уже не думают об улучшении звука - наоборот, ценят найденный саунд и продолжают его придерживаться, записываясь в том же составе (даже приглашённая скрипачка не меняется) и у того же Алякринского. Фирменное смурное настроение - а мало какая группа столь точно соответствует своему названию - от диска к диску варьируется совсем незначительно, композиторские приёмы Васильева известны и изучены, а его работа со словом и своеобразное чувство юмора с выходом всякого нового альбома дают пищу для новых размышлений. «Сплин» нынче крайне плодовит, выпуская за год фактически две пластинки, пусть они и обозначены как части единого целого. Песен Александр пишет много, утаивать их от слушателя не привык, поэтому «Резонанс, часть 2» моментами вызывает раздражённую ухмылку: повторяется рок-мэтр, множит сущности без веских на то причин. Однако на следующей песне, вроде бы являющей собой очередное торжество творческого метода Александра Васильева, ухмылка вдруг сменяется на совершенно другую мысль: но ведь круто же это у него получается!
Второй «Резонанс» почти обошёлся без памфлетов и лютой «монтипайтоновщины»; в начале диска сосредоточены красивые песни, прости господи, о главном. Это и «Красота» («бывает так, что жизнь прекрасна и вся понятна и проста, и ничего не происходит - и красота»), и «Оркестр» с милой автоцитатой про «зимовать», и «Два плюс один» о торжестве, как ни странно, семейных ценностей. Чуть выбивается из благостной картины «Песня на одном аккорде», которая не только сыграна на одном аккорде, но и настойчиво сообщает об этом в тексте. Васильев, впрочем, обожает ставить себе такие задачи и решать их.
В «Полной Луне» «Сплин» возвращается к фирменной тревожности - солист завывает так, что ни у кого не остаётся сомнений, сколь тяжело ему даётся пережить полнолуние. В «Танцуй» Александр создаёт то же напряжение, монотонно повторяя строчку за строчкой, хотя рифма «волна бежит на этот берег, волна бежит и что-то бредит» точнее от этого не становится. С песней «Симфония» в альбом возвращается оптимизм, а «Нефть» можно считать где-то даже политическим высказыванием «Сплина» (но только за отсутствием на альбоме других злободневных тем). «Нефти не хватит, нефти не хватит, нефти не хватит всем», - витийствует Александр, хотя и совершенно беззлобно: мол, не хватит, да и хрен бы с ней.
Отрывистый «Пожар» сменяется «Шахматами», самой длинной и литературоцентричной песней альбома. Васильев, перейдя на речитатив, рассказывает то ли притчу, то ли сагу на основе разбора шахматной партии - терпеливые слушатели обязаны растащить произведение на цитаты, а русским рэперам явно следует взять пару уроков стихосложения у дяди Саши. На самый финал же оставлена лирика - «Исчезаем в темноте» оставляет слушателя примерно в том же настроении, в которое его погружало начало альбома.
Алексей Мажаев, InterMedia
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.