«Восточный синдром» - «С ключами на носу» ***
2014, «Геометрия»
Лейбл «Геометрия» передаёт очередную весточку из прошлого, причём такую, которую в прошлом и получить-то было нельзя. Поясню. В 1988 году, когда группа «Восточный синдром» записывала в Магадане первоначальный вариант своего второго альбома, и даже в 1990-м, когда в Москве четыре песни с него были переписаны, услышать результаты их студийных бдений было почти невозможно. Страна была читающей, а не слушающей. Про группу писали в иллюстрированной энциклопедии «Кто есть кто в советском роке», а рецензия на пластинку была опубликована в журнале «Аврора» у рок-дилетанта Житинского - но интернета тогда не существовало и, чтобы послушать альбом, нужно было извернуться невероятным образом: найти где-то запись, магнитофон, чистую кассету, проводки и т.д. Десятки тысяч меломанов готовы были идти на такие ухищрения - но чаще всего не ради малоизвестной магаданской группы, которая даже не удосужилась доделать альбом и нарисовать для него официальную обложку. На кассеты (которые тоже приличных денег стоили) переписывалась, как правило, более актуальная и популярная музыка. Что-то достойное в результате прошло совершенно мимо внимания уважаемой публики, что-то наносное раскрутилось больше, чем заслуживало. Сейчас уже глупо, да и бесполезно, задним числом пытаться изменить ход истории, но лейблу «Геометрия» всё равно спасибо за запоздалые попытки вернуть безвозвратно ушедшее.
Для переиздания были восстановлены и ремастированы обе части записи, а также найден художник, создавший вариант обложки, который можно считать окончательным. В буклете опубликован репринт той самой рецензии из «Авроры» за подписью Бэвида Доуи. Из текста можно узнать много интересного (честно говоря, гораздо больше, чем из самого альбома, но такое восприятие, возможно, можно свалить на давнюю привычку сначала читать о музыке, а потом её слушать). Альбом «С ключами на носу» сравнивается с дебютной пластинкой «Восточного синдрома» и называется странным и экспериментальным. Не обошлось и без вывода, традиционного для рок-журналистики тех лет: «ВС» идёт в первых рядах советского рок-н-ролла, не надеясь на лёгкую популярность и быстрый успех». Кроме того, «Синдром» слегка покритиковали за отсутствие в текстах социальных тем и вообще за легкомысленное отношение к рок-поэзии.
Что же, спустя четверть века всё это воспринимается совсем иначе. Музыкальные эксперименты «Восточного синдрома» - что слышно только теперь, - ограничены скромными инструментальными и технологическими возможностями участников группы. Грубо говоря, сразу слышно, что группа из 80-х, и никакой ремастеринг не в силах исправить общее убожество звука. Там, где «цепкие гитарные аккорды создают зыбкое марево меняющихся и непонятных образов», а «брызжущие энергией фанк-аккорды» вызывали восторг Бэвида Доуи, сегодня слышится только подражание группе «АукцЫон», причём по нынешним временам довольно вялое. Забавно, что «авроровский» рецензент поругал «Восточный синдром» за асоциальность, а мне вот кажется, что с политикой они сильно перебарщивали: тут упоминаются и перестройка, и правительство, и карательная психиатрия, но все эти приметы времени идут экспериментальной музыке «ВС», примерно как корове седло.
Алексей Мажаев, InterMedia
Reflex выпустит новогодний сборник
Группа Reflex 27 декабря 2024 года выпустит макси-сингл «Новогодние». В пластинку войдут все новогодние песни коллектива: «Запах Нового года» (1998, композиция проекта Диана), «Это Новый год» (2003), «С Новым годом» (2018, оммаж хиту группы АВВА) и ремикшированная версия «Это Новый год» (2022)
- Новый год — это время музыки, создающей сказочную атмосферу праздника. Если вы ищете идеальные песни для новогодних вечеров, группа Reflex подготовила сюрприз для всех своих поклонников - макси-сингл с лучшими новогодними хитами в обновленном звучании, - рассказали участники группы корреспонденту «ИнтерМедиа»
Продюсер и автор практически всех хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин, собрал все новогодние треки в одном макси-сингле, провел полный ремастеринг, а версию «Это Новый год» 2022 года перемиксовал, придав ей ещё более ультрасовременное звучание. В России сингл выйдет на лейбле Zion Music, в других странах – под дистрибьюцией Orchard Music (Sony Music).
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.