Саша Гагарин - «Пионер» ****
2015, Первое музыкальное издательство
«Мне кажется, я узнаю себя в том мальчике, читающем стихи. Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь, И кровь течет с руки...» - спел Борис Гребенщиков в композиции «С той стороны зеркального стекла», которая шла второй в трек-листе альбома 1982 года «Акустика». Как говорят, написаны эти строчки вообще в 1975 году. Я люблю много разных цитат из БГ, но приведённые выше четыре строки кажутся мне, возможно, самыми щемящими и интимными в его творчестве. В 1975-м ему было двадцать с небольшим, и у того мальчика, читающего стихи, ещё не появился мудрый прищур, и он ещё позволял себе быть беззащитным романтиком.
Вспомнилась цитата не просто так, а по случаю выхода сольного альбома Александра Гагарина «Пионер». В качестве лидера группы «Сансара» этот обаятельный артист приучил нас к всевозможным экспериментам, благодаря которым на этот в прошлом русскороковый коллектив обратило внимание даже продвинутое издание «Афиша». Тем, кто ценит в музыке беззащитных мальчиков, сжимающих рукой стрелки неумолимых часов, эти эксперименты не всегда были понятны - при всём уважении к творческим поискам «Сансары». Сольник Гагарина имел все шансы оказаться новой авангардной работой, тем более что «Пионер» изначально считался саундтреком к одноимённому экспериментальному спектаклю. Однако в реальности тревожные ожидания не оправдались. На сольном альбоме нет ни модных аранжировок, ни стремления казаться своим в какой-то выдуманной музыкальной струе - только прозрачные и беззащитные песни, подобных которым уже не напишет Гребенщиков, но оказывается, есть человек, на это способный. Музыкальные интересы Гагарина всегда казались существенно более широкими - но, похоже, именно в романтичной акустике он раскрылся как артист и человек куда сильнее, чем в нойзовых или электронных треках «Сансары».
Сервис «Яндекс.Музыка», неизменно радующий своими стилистическими определениями, причислил этот альбом к жанру «русский рок». Возможно, в компании за жанровое распределение тоже отвечают какие-то романтики, помнящие раннего БГ и не имеющие сомнений в том, что это русский рок и есть. На самом деле стиль «Пионера» Саши Гагарина - это скорее бардовские баллады. Не очень привлекательно и современно звучит, да? Тогда нужно добавить, что к шестидесятникам в потёртых свитерах эта авторская песня отношения не имеет. «Пионер» - блестящая подборка нежнейших мелодий и интересных текстов, в которых реалии сегодняшнего дня («Редактор русского Vogue», «Bluetooth») перемежаются с цитатами из любимых песен и книг. Помимо невероятной атмосферы, создаваемой вполне скромными изобразительными средствами, где даже участие «Мгзавреби» в песне «Флаги» выглядит некоторым излишеством, альбом предоставляет россыпь крылатых выражений вроде «бог для нас ведёт свой блог» или «оставь мне улыбку для сцены в новом фильме, где я встречу смерть» и т.д.
При всей однотонности используемого творческого метода альбом не надоедает ни к середине, ни к финалу. Оказалось, что мы все эти годы надеялись на продолжение песни «С той стороны зеркального стекла» - и получили его от артиста, от которого этого совсем не ждали.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.