«Любэ» - «За тебя, Родина-мать!» **
2015, ПЦ Игоря Матвиенко
Группа «Любэ» с самого начала проявила себя талантливыми стилизаторами. Причём ей было интересно стилизовать самые разные жанры - дворовую песню и послевоенную эстраду, люберецкие «спортивные частушки» и ироничные парафразы советских фильмов. У Николая Расторгуева был даже малоизвестный альбом кавер-версий Beatles, где он исполнил песни ливерпульской четвёрки неотличимо от Леннона и Маккартни. «Любэ» явно получали удовольствие от того, как ловко у них всё это получается, авторы их песен вовсю упражнялись в остроумии, а народ подпевал. В то время никто не сомневался, что «Не валяй дурака, Америка» - это шуточная вещь. Но бытие определяет сознание, а имидж, как известно из рекламы, - всё. Почти случайно сменив люберские клетчатые штаны на военные френчи, группа постепенно оказалась от лукавого прищура. Вместо этого «Любэ» стали воспевать матерящегося комбата, серьёзные взгляды скворчих на возвращающихся на Родину скворцов и проходы по полю с конём, а обложки альбомов группы превратились в стилизации под социалистический реализм. Не думаю, что это было сделано сознательно, но по факту получается, что «Любэ» намного раньше многих прочих угадали то, что в десятые годы XXI века назовут «духовными скрепами» и будут практически официально считать правильным искусством. Взволнованные песни с полным набором патриотических образов нашли поклонников на самом верху - чем предопределили дальнейшее направление творчества «Любэ». Теперь уже так просто не споёшь про «ветер в харю, а я шпарю» или Дусю-агрегат - приходится производить стилизации под задумчивую патриотическую эстраду. И это у группы получается так чётко и уверенно, что порой закрадывается подозрение, а всерьёз ли они это делают. Вынесенная на обложку «лимонка», замаскированная под микрофон, - это, конечно, сильный образ, но ведь сложно не понимать, что в гранату лучше не петь, даже из патриотических побуждений: если рванёт, то специалистам будет сложно придать вашему лицу товарный вид перед похоронами. Впрочем, мы уже привыкли к тому, что пределов патриотизму нет, и чем исступлённее о нём поют со сцены, тем заслуженнее потом этим певцам отдыхается в хороших собственных домиках посреди валяющей дурака Европы.
О степени искренности музыкантов «Любэ» при записи альбома «За тебя, Родина-мать!» мы здесь судачить не будем, но отметим, что со стилизацией того, чего от неё ждут высокопоставленные поклонники, группа справилась на все сто. Помимо заглавной композиции, здесь есть «Гимн Родине», записанный с детским хором, песни под названиями «Сталинград», «Товарищ» и «Всё зависит от Бога и немного от нас», а также mash-up «Давай» и «Не валяй дурака, Америка», который вновь выглядит как шутка, но такая, угрожающая. Немного удивляет, что «Восточный фронт» в одноимённой композиции открывает небо, однако всё становится на свои места, когда герои песни запевают «Катюшу». Есть также произведения о людях героических профессий, две тягучие композиции про любовь и стилизованная с помощью гармони и жаргонизмов под дворовый шансон «Всё путём».
По идее, всё это должно точно попадать в 84-процентную целевую аудиторию, которая сидит перед телевизором, верит ему и гордится вставанием страны с колен. Но вот ведь какая штука: альбом очень скромно представлен в чартах продаж, и песни с него почему-то не становятся любимыми народными хитами. То ли социологи где-то ошибаются, то ли даже целевой аудитории скучно смотреть на отработку предсказуемой обязательной программы.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.