Артемий Троицкий: «Даже Стас Михайлов не смог за границей прославиться»
О НОВОЙ РУССКОЙ МУЗЫКЕ
- В новой русской музыке я чувствую себя значительно менее уверенно, чем, к примеру, в новозеландской: там все упорядочено, а у нас, как всегда, — дикое поле. И чтобы эту новую русскую музыку вообще раскопать, нужно приложить серьезные усилия. Исходя из своего горького опыта, скажу, что та отечественная музыка, которую вы слышите на наших коммерческих радиостанциях и на телевидении (где, я считаю, происходит тотальный музыкальный геноцид), на мой взгляд, даже не заслуживает чести называться музыкой, это «продукт».
Получается, что музыка в нашей стране абсолютно поляризована: с одной стороны, есть то, что большинство населения страны понимает под отечественной музыкой, с другой, — та самая новая русская музыка, о которой пойдет речь. Ее главная среда обитания — интернет и концерты в маленьких клубах, подвальчиках, кафешечках, а в летний период еще и на фестивалях.
О ПЕНИИ НА РУССКОМ И НА АНГЛИЙСКОМ
- В 60–70-е все наши подпольные рок-группы, за редчайшими исключениями, как «Санкт-Петербург» Владимира Рекшана и «Машина Времени» Андрея Макаревича, пели по-английски. У них были русские названия, типа «Скоморохи», «Скифы», «Лесные братья», но пели они песни Beatles, Rolling Stones, Doors, Джимми Хэндрикса, кого угодно. Русского языка в отечественной рок-практике практически не было. Потом пришла, в первую очередь из Питера, новая волна: Майк, «Аквариум», «Кино» и пошло-поехало — «ДДТ», «Наутилус Помпилиус» и куча московских групп. В общем-то, русскоязычный рок у нас начался с конца 70-х — начала 80-х годов. И английский тут же как корова языком слизала, его не стало. Наши рок-н-ролльные артисты стали писать очень важные песни на родном языке, вы все их прекрасно знаете — это и «Скованные одной цепью», и «Этот поезд в огне», и «Мы ждем перемен», и многое другое.
В 90-е годы эта тенденция во многом продолжилась — «Мумий Тролль», Земфира, «Ленинград». К русскому языку прибавился матерный, но все равно русский язык: были известные вам слова, не только факи. Но потом тенденция была сломана, и сейчас многие, никак не меньше половины наших более-менее заметных молодых групп, поют на иностранном (как правило, на английском) языке. Я думаю, что это в первую очередь связано с интернетом: он дает любому артисту возможность мгновенно засветить себя на весь глобус. Это, конечно, очень привлекательно. А для того, чтобы тебя понимали и это было конкурентоспособно, надо петь на международных языках. Переход на иностранные языки связан еще и с тем, что музыкантам особо сказать нечего. Я прекрасно понимаю, что если русский человек пишет песню по-английски, не будучи при этом Владимиром Набоковым, это реально означает, что ему более-менее пофигу, о чем в песне поется.
Россия — это не Голландия и не Швеция, где английский является почти родным, поэтому надеяться на понимание здесь, я думаю, весьма наивно. Раньше я к этой тенденции относился резко отрицательно и считал позором для наших рокеров, а теперь стал относиться с пониманием. Подумал, что на самом деле это довольно интригующе — вдруг запеть по-английски, чтобы тебя повсюду услышали и, может быть, пригласили в тур по немецким пивным или английским пабам, что было бы совсем круто.
ОБ УСПЕХЕ НАШИХ ПОП-МУЗЫКАНТОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ
- Единственная наша поп-группа, которая имела успех за границей, — это, к сожалению, «Тату», и ничего мы с этим прискорбным фактом поделать не можем. Даже Стас Михайлов не смог за границей прославиться. Так что, если вы слышите из уст Пригожина, что певица Валерия популярна где-нибудь в Британии, то имейте в виду, что он, мягко говоря, выдает желаемое за действительное. При этом он осваивает бюджеты каких-то мохнатых ребят, вкладывает огромные деньги в рекламу: я видел в Лондоне автобусы, обклеенные плакатами «Валерия — русская Мадонна», что-то такое. Интересно, что Пригожин называл ту же Мадонну после выступлений в поддержку Pussy Riot словом на букву «б».
О РУССКОМ РЭПЕ
Я не люблю рэп и хип-хоп, а то, что приходится слушать, мне обычно не особо близко. Я не люблю эти «касты-басты», Гуфа, Ноггано — все эти бандитско-наркоманские телеги: я сам не бандит и не наркоман, мне это нафиг не нужно. Из русских рэперов мне нравится Noize МС, вот он хороший парень, но я его считаю скорее рокером, чем рэпером.
(Татьяна Иванова, «Бумага», 03.05.15, выдержки из лекции в магазине виниловых пластинок Imagine Club)
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.