Математики нашли три «революции» в истории современной музыки
Группа ученых из Великобритании в сотрудничестве с веб-сервисом Last.FM проанализировали эволюцию популярной музыки с 1960 по 2010 годы в США. В качестве основных параметров композиций авторы рассматривали смену аккордов в гармонии, а также тембральный окрас, сообщает портал «N+1». По данным анализа оказалось, что многие «музыкальные революции», о которых говорят историки музыки, на деле не были столь революционными, а современная популярная музыка не столь однообразна, как это утверждают критики. Работа была опубликована в Royal Society Open Science.
В качестве выборки популярной музыки за каждый год ученые использовали данные хит-парада Billboard Hot 100, который с 1955 года еженедельно публикуется в американском журнале Billboard . За 50 лет в нем было представлено около 17.000 композиций. Из каждой из них авторы брали фрагмент длительностью 30 секунд, по которому и проводился анализ.
Рассмотрев революцию каждого из жанров во времени, ученые проследили несколько характерных трендов. Так, например, оказалось, что джаз и блюз планомерно теряли популярность с самых 60-х, а хип-хоп, наоборот, скачком вышел вперед в начале 90-х.
Важно отметить, что речь идет не о жанрах в представлении критиков или слушателей, а о жанрах как наборах характерных музыкальных черт. Так, при анализе тембральных характеристик, в начале 90-х наблюдается резкий скачок в использовании речитатива, что авторы ассоциируют с расцветом хип-хопа. В то же время с 60-х годов виден плавный спад в применении доминант-септаккордов, что коррелирует с уменьшением популярности джаза и блюза. В середине 70-х авторы отмечают скачок в использовании минорных септаккордов, характерных для фанка и соула, а с 1978 по 1985 сильно увеличивается частота использования сразу нескольких аккордных сочетаний, характерных для «стадионных» рок-групп.
В итоге за весь период авторы отмечают три «музыкальных революции». Первая «революция» наступила в 1963-64 годах, о ней также часто говорят историки музыки как о «Британском вторжении». Ее связывают с выходом сингла Beatles (на фото) «I Want to Hold Your Hand» 26 декабря 1963 года. Согласно новым данным, в самом деле крупные изменения имели место, однако эта тенденция уже началась до появления The Beatles и The Rolling Stones, они стали лишь последней каплей, то есть о «Британской» природе революции авторы советуют говорить с осторожностью.
Вторая «революция» произошла около 1983 года, она связана с ростом кластеров, отмеченных жанрами нью-вейв, диско, хард-рок и снижением активности софт-рока, кантри и соула.
Последняя и самая крупная революция приходится на 1991 год, и связана она с резким и масштабным ростом характеристик, связанных с развитием жанра хип-хоп и его производных. По мнению авторов, именно это событие стало решающим в эволюции американской музыки 1990-х и 2000-х.
Отдельно ученые изучили степень однообразия музыки, то есть количество сосуществующих жанров и особенностей, представленных в каждый год. Вопреки расхожему мнению о единообразии современной музыки, данные утверждают, что разнообразие не только не снизилось, но и оно до сих пор существенно выше, чем, например, в 80-е и 90-е годы.
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.